Голосование на президентских выборах в США началось 6 ноября, как только стрелки часов переползли через полночь. Первым по традиции, сложившейся с 1960 года, проголосовал городок Диквиль-Нотч на северо-востоке штата Нью-Гэмпшир. Даже уменьшительное слово «городок» применительно к этому местечку звучит грандиозным преувеличением. Дело в том, что его население не превышает дюжины. Зарегистрированных избирателей здесь было десять человек.
Пять из них проголосовали за Барака Обаму, пять — за Митта Ромни. Так что участие в голосовании было стопроцентным, как в Чечне, хотя результаты совсем не чеченские. Городской клерк Дик Эрвин многозначительно заметил, что, судя по результатам голосования в Диквиль-Нотче, стране предстоит «дикая езда», хотя это голосование никогда не считалось национальным барометром.
Вместе с Диквиль-Нотчем голова в голову проголосовал другой нью-гэмпширский «городок» — Хартс Локейшн. Он поступает так с 1996 года. Здесь ничьей не получилось. За Обаму проголосовали 23 человека, за Ромни — десять. Здесь кое-какое знамение несомненно.
Почему выборы в США проходят в ноябре и во вторник? Общий ответ: погода, урожай, молитвы. В прежние времена на выборы граждане отправлялись верхом. В воскресенье они молились в церкви; в понедельник ехали на лошадях; во вторник голосовали; в среду был рыночный день. Теперь почему ноябрь? Он удобный месяц между сбором урожая и наступлением крутой зимы. Но ведь сейчас путешествуют не на лощадях, а на лошадиных силах? Правильно. Так почему не перенести выборы на конец недели? Тогда и голосующих станет больше. (В США голосуют примерно 65% избирателей…)
На выборах этого года 50 процентов Америки поделены на две неравные категории. 42 штата оставались по-прежнему просто штатами. Остальные 8 именовались «полем битвы». Именно на этих восьми полях сражений решался вопрос, кто станет президентом страны. В ходе президентской кампании 1960 года конкуренты Никсон и Кеннеди посетили почти все штаты: Никсон — 50 штатов, Кеннеди — 48. В этом году Обама и Ромни не вылезали из всего 10 штатов, а в этих штатах — из судьбоносных графств. Все остальное было поделено историей. Западное и Восточное побережья — демократическая вотчина, срединная Америка — республиканская.
Как выглядели 8 «полей битвы» ко дню выборов?
Огайо (18 голосов выборщиков): Обама — 50 процентов, Ромни — 47 процентов.
Флорида (29 голосов выборщиков): Ромни — 48 процентов, Обама — 47 процентов.
Вирджиния (13 голосов выборщиков): Обама — 48 процентов, Ромни — 47 процентов.
Айова: Обама — 48 процентов, Ромни — 47 процентов.
Нью-Гэмпшир, прозванный «гранитным штатом»: Обама — 50 процентов, Ромни — 38 процентов.
Колорадо: ничья.
Невада: некоторое преимущество у Ромни.
Висконсин: Обама обходит Ромни на 7 пунктов.
Вот почему эти штаты называют не только «полями битвы», но и штатами, где все решается подбрасыванием монеты («Toss up states»).
Орел или решка?..
Я не знаю, знаком ли Митт Ромни с оперой Бородина «Князь Игорь». Если знаком, то, наверное, проснувшись утром 6 ноября, он напевал бы арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Во-первых, он спал всего два часа в своем поместье Бельмонт в штате Массачусетс. После легкого завтрака он отправился кочевать по штатам «Ржавого пояса» Америки. Он посетил города Кливленд и Питтебург, а затем отправился в штат Огайо, где он буквально дневал и ночевал всю последнюю неделю. Затем Ромни совершил бросок в Вирджинию. Города Фенвик, Колумбус, Манчестер мелькали перед его глазами в музыкальном сопровождении барда Кида Рокка, впрочем, не только музыкальном, но и натуральном. Затем Ромни снова вернулся в Бельмонт. Агитировать в день выборов американские законы не запрещают. Но к этому приему кандидаты редко прибегают. Он считается признаком слабости и неуверенности. Так был расценен и блиц Ромни 5 ноября, мол, перед смертью не надышишься.
Обама весь день 6 ноября провел в своем старом родном Чикаго.
В семь часов вечера закончилось голосование в шести штатах, в 7.30 еще в трех. Но в первом конверте была интересна только Вирджиния, во втором — Огайо. Как и ожидалось, Ромни выиграл в штате Кентукки (8 голосов выборщиков), и Обама — в Вермонте (3 голоса).
Уже первые показатели выборов дают картину того, насколько Америка «едина под Богом». Посудите сами. Среди избирателей, посещающих церковь еженедельно, Ромни имеет перевес: 61% против 37 Обамы. Среди не посещающих: Обама — 62%, Ромни — 34. Среди матерей: Обама — 55%, Ромни — 45. Среди отцов: 54% — Ромни, 43 — Обама. Среди деревенских жителей: Ромни — 60%, Обама — 38. Среди горожан: Обама — 61%, Ромни — 38. Вот и судите об Америке, «единой под Богом».
Впрочем, об этом можно судить и по небоскребу Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По соглашению с телеканалом Си-эн-эн администрация небоскреба подготовила такое «наглядное пособие»: два шпиля должны были подниматься красным (республиканским) и синим (демократическим) столбиками в соответствии с продвижениями кандидатов.
Почему такое распределение цветов? Это дело рук американских СМИ. Логика цветового различия двойная — патриотическая и техническая. Патриотическая состоит в том, что и красный, и синий — цвета американского флага. Техническая — эти цвета обладают наиболее четкой инфографикой. Они почти что крайние в цветовом спектре. До 2000 года цвета иногда меняли свою «партийную принадлежность». Например, в 1980 году Рейган был синим, а Картер — красным. Выборы 2000 года Буш—Гор оказались настолько запутанными, что было решено цветами больше не манипулировать.
В 8 часов вечера закончилось голосование еще в 16 штатах, располагающих 172 голосами выборщиков. К этому часу штаты проголосовали так: Индиана, Южная Каролина, Джорджия, Оклахома, Кентукки за Ромни. Вермонт, Делавер, Мериленд, Массачусетс, Мэн, округ Колумбия, Коннектикут. Голоса выборщиков распределились следующим образом: Обама — 64, Ромни — 40. Но все эти штаты проголосовали согласно предсказаниям и никаких сюрпризов не преподнесли. В штатах — «полях битв» продолжается ожесточенная рубка. Но именно в них решается судьба выборов, то есть президентства.
В 9 вечера закончилось голосование еще в 14 штатах, располагающих 156 голосами выборщиков. К этому времени Ромни обеспечил себе 153 голоса, а Обама — 123. Выяснилось, что палата представителей останется, как и прежде, республиканской, и Бенер по-прежнему будет ее спикером. На «полях битв» продолжались бои буквально за каждого голосующего. В особенности во Флориде. Пенсильвания, которую Ромни посетил «на всякий случай» в день выборов, тем не менее отошла к Обаме. Сказалась дисциплина афро-азиатских избирателей. В штате Миннесота, где находится корпункт «МК», наблюдалось нервозное равновесие. Я то и дело подходил открывать двери и то и дело снимал телефонную трубку. Зовут, рвут на части — кто за Обаму, кто за Ромни. Отвечаю, что у меня только «грин кард», которая не дает права голоса.
Главные «вулканы» реакции на ход голосования — это Таймс-сквер в Нью-Йорке, Лас-Вегас-стрит в Лас-Вегасе, Гранд-парк в Лос-Анджелесе и Торговая площадь в Бостоне. Атмосфера празднично-наэлектризованная, как под Новый год. Потеряв палату представителей, демократы отстояли сенат.
В десять часов вечера закончилось голосование еще в четырех штатах. Беспощадная статистика стала набирать необратимые обороты. Буквально несколько минут назад Ромни лидировал по количеству голосов выборщиков: 158 — 147. И вдруг обвал. Обама обошел Ромни и вышел вперед: 256 — 204. Для достижения заветной цифры 270 ему было достаточно победить в любом из оставшихся штатов. Им стал штат Огайо с его 18 голосами. 256+18=274!
Телевидение объявило Обаму победителем гонки. Но это был еще не конец. Если штат Огайо был последним гвоздем, вколоченным демократами в гроб Ромни, то за ним последовали другие «гвозди», включая штат Миннесота, который на финише оправдал свою прогрессивную репутацию. Если в национальном масштабе перевес Обамы и не столь уж велик, то по голосам выборщиков он был подавляющим.
Дальше развернулась традиционная церемония признания поражения проигравшим и выступление победителя. Как говорят все обозреватели, речь Ромни, признавшего свое поражение, была «классной». Это означает в переводе на общедоступный язык хорошую мину при плохой игре. Ромни начал свое выступление с того, что пожелал успеха президенту Обаме и первой леди Мишель. Он призвал к сотрудничеству обеих партий на благо страны. Но каково было бедному Ромни расписываться в поражении в присутствии жены, 5 сыновей и 18 внуков?!
В тот момент, когда Ромни позвонил Обаме и поздравил его с победой, в комнате находились лишь Обама, его жена и два главных советника. Незамедлительно после звонка Ромни Обама позвонил, как вы думаете, кому? Конечно же, «Большому догу» Биллу Клинтону. Он поблагодарил Клинтона за все то, что тот сделал для переизбрания Обамы президентом. В связи с этим уже пошли слухи об «альянсе» Обама—Клинтон. Что подразумевает возможность выдвижения супруги Клинтона Хиллари кандидатом в президенты от Демократической партии в 2016 году.
Сейчас, конечно, еще рано давать исчерпывающий анализ выборов — почему победил Обама и в чем причины поражения Ромни? Разумеется, обозреватели уже делают определенные выводы. Так, например, поражение Ромни объясняется тем, что он не был слишком консервативным, что он не вел борьбу с Обамой с открытым забралом. Что касается победы Обамы, то ее приписывают в первую очередь тому, что за него голосовали наиболее прогрессивные и наиболее продвинутые слои общества — образованная часть населения, а также национальные меньшинства — афроамериканцы и латинос. Согласно истории президентских выборов, ни один президент не переизбирался, если у него на руках была безработица в рамках 8%. Именно эти 8% висели на Обаме, когда он начал президентскую кампанию. Но с тех пор экономика стала выпрямляться, хотя и очень медленно. То же самое касается и безработицы. Однако сама эта динамика, безусловно, помогла Обаме победить на выборах.
Разумеется, определенную роль сыграли и фигуры самих соперников. Недаром почти все опросы общественного мнения давали преимущество Обаме по «симпатичности». Что касается Ромни, то он был более отстранен от средних классов Америки и так и не смог отмыться от клички «капиталист».
Обама победил. Но ситуация, сложившаяся в правящих кругах США, пока что неизменна. Дело в том, что в палате представителей по-прежнему большинство будет принадлежать республиканцам. Таким образом, возникает опасность негативного равновесия, которое, по сути дела, заморозило все четыре года президентства Обамы. Конечно, уже ведутся разговоры о том, что на промежуточных выборах 2014 года демократы смогут отбить у республиканцев Капитолий. Но потеря двух лет — это непозволительная роскошь для США, все еще находящихся в тисках последствий экономического и финансового кризиса.
Когда я передавал эти строки, в Чикаго президент Обама выступал с победной речью, которая одновременно является его первой наметкой на 4 года. Энтузиазм толпы электризует. По сравнению с ним то, что происходило в Бостоне, где выступал Ромни, это, как говорится, небо и земля. Но, к сожалению, для страны, включая победителей президентских выборов, дела надо делать не в небе, а на земле.
Миннеаполис.
Мэлор Стуруа
РЕЧИ ДВУХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Владимир Путин, выиграв президентские выборы-2012, выступил на митинге своих сторонников на Манежной площади 4 марта.
Владимир ПУТИН: «Это были не только выборы Президента России, это был очень важный тест для всех нас, для всего нашего народа, это был тест на политическую зрелость, на самостоятельность, на независимость.
Мы показали, что нам действительно никто ничего не может навязать! Никто и ничего! Мы показали, что наши люди действительно в состоянии легко отличить желание к новизне, к обновлению от политических провокаций, которые ставят перед собой только одну цель — развалить российскую государственность и узурпировать власть.
Российский народ сегодня показал, что такие варианты, сценарии на нашей земле не пройдут. Они не пройдут!»
Барак Обама после своей победы обратился к нации 7 ноября в конференц-центре в своем родном Чикаго.
Барак ОБАМА: «Демократия в стране с населением в 300 миллионов может быть и шумной, и грязной, и сложной. Каждый из нас имеет глубоко укоренившиеся убеждения. И когда мы проходим через трудные времена, когда мы принимаем большие решения, обязательно возбуждаются страсти, разжигаются споры.
Это не изменится после сегодняшнего вечера, и оно не должно меняться. Те аргументы, которые есть у нас, — признак нашей свободы...
Вот куда нам нужно идти — вперед... Сейчас мы будем спорить, иногда отчаянно, о том, как туда добраться. Это не всегда прямая линия. Это не всегда гладкий путь. Само по себе признание того, что у нас есть общие надежды и мечты, не выведет из тупика, не решит все наши проблемы и не заменит кропотливую работу по формированию консенсуса и принятия трудных компромиссов, необходимых для продвижения нашей страны вперед. Но это общая связка, с которой мы должны начать».
«Я не был бы тем человеком, каким являюсь сегодня, без женщины, которая согласилась выйти за меня замуж 20 лет назад. Позвольте мне сказать это публично: Мишель, я никогда не любил тебя так, как сейчас. Саша и Малия, на наших глазах вы растете, чтобы стать двумя сильными, умными, прекрасными молодыми женщинами, такими же, как ваша мама. И я так горжусь вами, дочки. Но вторую собаку мы все равно заводить не будем».
«Победный твит», опубликованный в микроблоге Барака Обамы вскоре после объявления его победителем выборов, стал рекордным по количеству перепостов в Сети. Сообщение с текстом «Еще четыре года» и прикрепленной к нему фотографией президента США, обнимающего супругу Мишель, в кратчайшие сроки ретвитнули более полумиллиона человек, и эта цифра растет. Примечательно, что и один из предшествующих этому сообщению «твитов» Обамы был очень тепло принят веб-общественностью. Сообщение «Это произошло благодаря вам. Спасибо» было ретвитнуто более 230 000 раз. Таким образом, президент США дважды побил рекорд Twitter’a, ранее неофициально числившийся за популярным среди школьниц исполнителем Джастином Бибером (чуть более 220 000).
Экс-президент США Билл Клинтон отдал свой голос Обаме. Не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Он столько выступал в поддержку своего демократического коллеги, что сорвал себе голос. Выступая поздно ночью в городке Бристоу, штат Вирджиния, Клинтон сквозь хрипоту пошутил: «Как вы видите, я отдал свой голос на службу моему президенту. Призываю и вас поступить так же». Пытаясь вернуть себе боеспособность, Клинтон полоскал горло, пил крепкий чай с медом и принимал таблетки от кашля. Но все это мало помогало. «Большой дог», как прозвали Клинтона, тем не менее продолжал лаять «за Обаму». А ведь ему уже 66 лет, и за плечами, вернее, на груди у него, шунтирование. Тем не менее он был неутомим. Митта Ромни Клинтон называет «человеком-змеей» из труппы знаменитого цирка «Du Soleil». (За его постоянные политические извивы.) Не забывает «Большой дог» и о своей конуре. Восхваляя президента Обаму, он неизменно присовокупляет: «А какой у него блестящий госсекретарь!» Госсекретарь — это, конечно, его жена Хиллари Клинтон. Билл спит и видит ее президентом страны в 2016 году, хотя сама Хиллари пока что отнекивается.