— У нас вчера внезапно появился новый министр обороны...
— Не так уж и внезапно.
— Ну да, консультации о кандидатуре нового министра обороны шли несколько дней. Много было кандидатов на этот пост? И в продолжение темы: были у вас лично претензии к Сердюкову в части реформы системы исполнения Рособоронзаказа? Закончит ли ее Шойгу?
— В результате его (Сердюкова. — «МК») деятельности в Вооруженных силах начались долгожданные преобразования, которых не было с момента создания Российского государства и которые нашей армии были нужны. Что-то получилось, что-то не получилось, потому что реформы — это сложная штука. Но я надеюсь, что преобразования в Вооруженных силах приобрели необратимый характер. Потому что нам не нужна армия советского образца. А нам нужна высокоэффективная сильная армия, имеющая сверхсовременное оружие, мощные силы ядерного сдерживания.
Преобразование коснулось жилищной сферы — военным стали давать жилье, армия становится все более профессиональной, имея в виду соотношение лиц, которых набирают по призыву. В этом смысле у меня лично претензий к Анатолию Сердюкову никогда не было.
Что же касается темы расследования — действительно, его нужно довести до конца и принять решения, которые основаны на законе. До этого (окончания расследования. — В.П.) подобные вещи не комментируются, если находиться в правовом поле.
Если говорить о Рособоронзаказе — там были проблемы. И это правда, но это связано не только с хитростями Министерства обороны, но и с деятельностью предприятий, которые поставляют военно-техническую продукцию. В то же время оборонные предприятия не готовы трудиться так, как это требует рынок. Нам нужна современная техника, а не перепевы на основе 30—40-летней давности, когда у нас в новой упаковке пытаются продавать за большие деньги то, что было создано при советской власти нашими гениальными конструкторами. Так нельзя, надо создавать новую технику. Принципиально новую, тогда ее будут с удовольствием покупать. И наши партнеры, такие как Вьетнам, ну и, конечно, мы сами. Так что работа по совершенствованию поставок в рамках оборонного заказа должна быть продолжена.
Если говорить о том, каким образом кадровые решения принимаются в рамках существующих законодательных процедур, решения об отстранении и о назначении новых членов правительства вносятся председателем правительства президенту. По крайней мере в этой ситуации это было так.
Что касается обсуждения, всегда есть несколько возможных вариантов, мне кажется, что вариант с Сергеем Шойгу — это в настоящий момент оптимальный вариант, потому что у нового министра обороны есть очень хороший министерский опыт: он создал самое эффективное Министерство по чрезвычайным ситуациям, может быть, одно из лучших в мире. Он человек, который умеет исполнять указания. Что важно для человека, возглавляющего Министерство обороны. В то же время ему необходимо продолжить те преобразования, которые были начаты при прежнем министре обороны, и довести их до конца. Это политически важно. Он умелый министр и сможет этого добиться. А что касается социальных программ, денежного довольствия, жилищных программ, то это святое дело будет выполнено...
На пресс-конференции Медведев также высказался о результатах выборов президента Америки: «У американцев теперь тоже памятный день 7 ноября. Знаете — это, конечно, дело американского народа — кого выбирать президентом. Мы в отличие от тех же самых американцев стараемся занимать нейтральную позицию. Но я, во-первых, рад, что во главе государства не будет человек, который считает Россию врагом № 1. Это смешно, паранойя какая-то. Барак Обама известен неплохо, он возглавлял страну в период кризиса, в этом смысле ему не нужно перенастраивать механизм. Не скрою, от того, как складывается ситуация в Америке, очень многое зависит, в том числе и в нашей экономике. Обама для нас понятный и предсказуемый партнер. Надеюсь, у России в целом будут с ним нормальные отношения».
Между тем во Вьетнамской социалистической республике Дмитрий Медведев получил приветствие от местных пионеров и принес цветы к мавзолею Хошимина. А вьетнамский премьер Нгуен Тан Зунг «сердечно приветствовал дорогого друга вьетнамского народа». Правда, вьетнамский переводчик чуточку подпортил впечатление, обратившись к Медведеву «Владимир... Дмитрий Анатольевич». Зато на приеме от имени вьетнамского премьера для Медведева пела вьетнамка в красном про «Миллион алых роз».