«Главная проблема для Шойгу — развал управления вооруженными силами»

Бывший замминистра обороны РФ рассказал «МК», с чем придется столкнуться новому главе ведомства

Если бы кто-нибудь задался целью отследить, какая из социальных групп сегодня чаще других пользовалась мобильниками, результат был бы однозначен: военные. В течение всего дня они обменивались звонками и СМС типа: «С праздником, мужики!», «Наконец-то!» «Есть все же Бог на свете!» «Мы уже выпили по 100 грамм за нового министра обороны!»... В общем, радости по поводу отставки Анатолия Сердюкова в войсках никто не скрывал.

Бывший замминистра обороны РФ рассказал «МК», с чем придется столкнуться новому главе ведомства

Хотя генералы были куда осторожней. На все мои просьбы хоть как-то прокомментировать ситуацию с отставкой главы оборонного ведомства, мне отвечали: «Рано радоваться, а что, если завтра он станет премьером? У нас все возможно». Но один военачальник, в свое время занимавший должность в ранге нынешнего зама министра обороны, согласился-таки поговорить на щекотливую тему. Это экс-начальник вооружения Вооруженных сил РФ (1994-2000 годы) генерал-полковник Анатолий Ситнов:

— Предполагаю, министр Сердюков — первая ласточка в процессе скорой смены всего правительства. Всем давно очевидно, что правительство в целом неэффективно. Поэтому, думаю, каждому из министров пора подумать о том, чем запомнятся людям последние дни их пребывания на нынешнем посту.

— Обращаясь к вашему военному прошлому, хочу вас спросить: что должно стать главным для нового министра в строительстве армии?

— Главное — надо уходить от патрульных войск к реальным Вооруженным силам, которые могли бы в целом обеспечить безопасность и обороноспособность государства. Сейчас она не обеспечивается.

— Сейчас сложно, конечно, угадать, но все же какими должны быть первые действия нового министра?

— Шойгу угадывать не надо. Он — государственник. Именно так он себя и позиционирует. Этот человек как управленец показал свою эффективность при создании такой структуры как МЧС. Правда в Минобороны перед ним будут стоять куда более многомерные задачи, и они, наверняка, потребуют от него реформирования прежде всего верхушки ведомства, с тем, чтобы новый министр мог опираться на реальные авторитеты.

— Но в результате бесконечных реформ армии «реальных авторитетов» в руководстве Минобороны фактически не осталось. А в период руководства Анатолия Сердюкова убрали и последних.

— Вы не правы. Такие люди есть. Я не буду сейчас называть их имен, чтобы их там сейчас не загрызли — пока еще есть кому. У нас умных и талантливых мужиков в армии — нескончаемо. Их, правда, сейчас отодвинули, в том числе из Генштаба в последнее время многих убрали...

— Так о чем и речь...

— ...но эти люди есть! Они шли на многое, чтобы продолжать совершенствовать боевую подготовку, укомплектованность войск. Думаю, после назначения нового министра они себя обязательно проявят. Дел много... Вон, систему обеспечения Вооруженных сил напрочь развалили. В мирное время это и вооружение, и боеприпасы, и продовольствие, и топливо — самое главное. Сейчас все это отдано под так называемый аутсорсинг. Может, это и здорово, конечно, когда бабульки из ОАО «Славянка» варят супы войскам, но ка же тогда без этих бабулек войска в поле вывести? Никак. А ни одной полевой кухни уже не осталось. Ни одного полевогохлебозавода. Так о какой мобильности войск тут говорить?

— А начальник Генштаба Макаров говорит, что они мобильны как никогда. Кстати, на ваш взгляд, его кандидатура на вылет первая или вторая?

— Да это не важно. Все определяет подход первого лица. Если оно скажет, что обороне быть, подчиненные ее будут строить. Если нет, будут продолжать делать то, что делали до сих пор. А Макаров, ну что Макаров... Слаб человек бывает в своих желаниях... Нас многих в свое время убрали потому что мы были против того, чтобы подобные реформаторы разваливали «оборонку», Вооруженные силы. Но время идет — вместо нас придут теперь другие. В России всегда были те, кто готов защитить свою страну.

— Вы не считаете, что Сергею Шойгу придется все же обратиться к опыту тех людей, что не сработавшись с прежним руководством, ушли из армии?

— У него в МЧС масса генералов, которые имеют высокие воинские звания, воевали в Афганистане, в Чечне и имеют очень высокий рейтинг — это такие люди как Востротин и многие другие. Да и в армии нет дефицита в высококвалифицированных руководителях. Им нужно просто доверять.

— То есть вы думаете, что первые действия нового министра будут связаны все же с кадровыми чистками?

— Конечно! В первую очередь с кадровыми. Нельзя больше опираться на тех, кто выработал в себе плебейское отношение к начальству. Если ты — генерал, не отвечаешь за свои слова и поступки, тебе нечего делать в армии. Ты обязан докладывать правду. А высшее руководство там уж дальше примет какое нужно компромиссное решение: политическое, экономическое, организационное... Но врать может только один — тот, кто наверху. Иначе все и ты сам запутаешься где правда, а где ложь.

— А назначение Шойгу — это компромисс? Вы считаете это решение оправданным в данной ситуации?

— Его менталитет, отношение к делу, авторитет в государстве дают основания говорить, что это — попадание в десятку.

— По опыту создания МЧС, можно отметить, что Шойгу выстраивал свое ведомство, опираясь в основном на профессионалов. В связи с этим, как эта его позиция, отразится на строительстве Вооруженных сил? Будет сделан упор на контрактную армию, или все же на призывную?

— Контрактная армия нужна лишь для того, чтобы патрулировать государство. Для того, чтобы его защищать, нужна армия по призыву. Поэтому я думаю, что должен быть реализован принцип: служить обязаны все российские мужчины.

— С какой самой главной проблемой, по-вашему, столкнется Шойгу в самое ближайшее время?

— С развалом системы управления Вооруженными силами.

— Что вы имеете ввиду?

— Полный развал органов управления штабов, ликвидация системообразующих главков — главного ракетно-артиллерийского управления, главного авто-бронетанкового, управления начальника инженерных войск начальника связи, управления начальника химической, биологической и радиационной защиты и т. д. Кроме того: развал и ликвидация главных штабов видов вооруженных сил и систем обеспечения, включая структуру заместителей главкомов по вооружению.

У нас сегодня и главкомы, и главкоматы фактически ликвидированы, у них нет ни прав, ни будущего. А это значит, что никто не отвечает за подготовку войск, за уровень обеспечения войск и за выполнение поставленных им боевых задач. В таком виде армия просто небоеспособна.

— Но никто из нынешних главкомов ничего подобного ни разу не сказал. Напротив, все наперебой твердили о повышении боеготовности. ...Интересно, наверное, будет теперь наблюдать, как все те, кто еще недавно преданно ловил каждое слово министра Сердюкова, одобрял любое его решение, отвечая лишь «есть!» и «так точно!», вскоре начнут жаловаться на реформаторов и реальное положение дел в войсках...

— Не обольщайтесь. Они будут говорить: я же предупреждал, но меня не слушали! А если спросишь: почему же тогда ты не ушел? Ответят: а меня не просили, чтобы я уходил. У нас народ грамотный и привычный к любым переменам — привык выкручиваться, выживать... Выживет и теперь. Главное, чтобы в этих бесконечных реформах выжила еще и армия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру