Хотя под документом подписались депутаты из всех думских фракций, первыми стоят фамилии членов фракции «ЕР», рабочего Василия Трапезникова и первого замглавы Комитета по конституционному законодательству Вячеслава Лысакова. Оба они — члены Общероссийского народного фронта, поэтому сокращенно внесенный документ называют «законопроект ОНФ».
Инициатива развивает в радикально-популистском направлении модную идею контроля за расходами и имуществом госслужащих и слуг народа. Предлагается внести в закон «О противодействии коррупции» положения, запрещающие лицам, замещающим госдолжности (членам правительства, судьям, губернаторам и т.д.), сотрудникам правоохранительных органов, чиновникам всех уровней вплоть до муниципального, депутатам и сенаторам, а также их женам (мужьям) и несовершеннолетним детям иметь в собственности недвижимость и акции иностранных предприятий за рубежом и даже держать деньги на счетах в иностранных банках на территории иностранных государств. Исключение сделано для счетов, на которых лежат деньги на лечение за границей (при наличии медицинского заключения), и средств на образование.
Для нарушителей придумана специальная статья Уголовного кодекса с жесткими санкциями: штраф от 5 до 10 млн. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет. Авторы предполагают, что закон вступит в силу с 1 января 2013 года, а потом еще полгода дается вышеперечисленным категориям российских граждан на приведение своих дел в порядок: закрытие счетов и продажу добра и акций. Альтернативный вариант — перевод всего этого на других членов семьи или фирмы, формально не подпадающие под ограничения, — не запрещен. Один из авторов законопроекта, первый зампред Комитета по конституционному законодательству Александр Агеев («СР»), тем не менее считает, что «тотального ухода от ответственности через различные лазейки едва ли стоит ждать — все-таки угроза уголовного наказания весьма серьезна», зато «мы сможем эффективнее осуществлять контроль за расходами чиновников и депутатов, с чем сейчас большая проблема». Кто и, главное, как будет проверять на честность огромную армию чиновников, депутатов и правоохранителей — непонятно.
Кстати, запрет на имущественные и денежные связи с заграницей в тексте проекта распространяется на госслужащих и депутатов и членов их семей в течение 3 лет после увольнения...
Коллега г-на Агеева по фракции Илья Пономарев сомневается в действенности предложенной схемы. «Идея запрета будет популярной, но таким образом мы лишь заставим людей прятать активы за рубежом, а не избавляться от них», — сказал он корреспонденту «МК». Г-н Пономарев напомнил, что «добрая половина депутатов Госдумы — бизнесмены, а любой мало-мальски крупный бизнес в России трудно себе представить без офшорных схем». В качестве альтернативы он предлагает т.н. «законопроект Железняка — Пономарева» (под ним стоят подписи справоросса и вице-спикера от «ЕР» Сергея Железняка), внесенный в Госдуму несколько дней назад. Его концепция — «не запрет, а прозрачность». От всех подающих ежегодно декларации лиц лишь требуется при покупке недвижимости и акций за рубежом или открытии там счета в банке в письменном виде в течение месяца уведомить об этом руководство. При этом необходимо сообщить об источниках средств на покупку или вклад, обосновать необходимость сделки. Сведения о действиях такого рода должны будут размещаться на сайтах структур и органов власти. А за нарушение правил декларирования и вранье в них обещается уголовная ответственность (сейчас никакой, кроме дисциплинарной, нет вообще). Сажать в тюрьму г-да Железняк и Пономарев не предлагают, считая достаточным крупный штраф (от 500 тыс. до 5 млн. рублей) и запрет на профессию на срок от 1 года до 5 лет. В отличие от народофронтовцев и примкнувших к ним представителей ЛДПР, «СР» и КПРФ авторы этого законопроекта считают, что вводить его в действие надо сразу — «чтобы не привести к тотальному переоформлению активов».
Очевидно, что затрагивающие интересы огромного количества представителей столичной и региональной элиты проекты не могут стать законами без поддержки Кремля. Источник в Администрации Президента так прокомментировал «МК» «запретительную» идею: «Это серьезный симптом, сигнал, показывающий, насколько широкие народные массы озабочены коррупцией и проблемой контроля за расходами». Чаяния народа, мыслящего гораздо более радикально, чем представители элиты, по мнению чиновника, как раз и выражает ОНФ«. Какая из двух инициатив на одну и ту же тему имеет шансы на принятие? «Это вопрос внутридумских дискуссий», — заявил источник.