О том, что Якеменко все-таки прибывает на «Селигер», объявили со сцены — лагерь встретил известие аплодисментами. Я же спросила Василия о том, в каком состоянии находится движение «Наши». «Никаких «Наших» — нет. «Наши» — это некая идея о том, что «оранжевой революции» быть не должно. Эта идея была актуальной в 2005 году, в момент создания движения, — сказал Якеменко. — Безо всякой иронии говорю: с приходом к власти Владимира Владимировича вопрос об «оранжевой революции» закрыт и не стоит. Проект, который назывался «движение „Наши“, не существует не потому, что например, закончилось финансирование, а по факту его окончания. Его закрыли, потому что пропал смысл этого объединения».
На вопрос, а чем же теперь займутся экс-«нашисты», Якеменко ответил: эти ребята должны найти то, чем бы им хотелось заниматься, условно обозвать это «движением «Ваши» и найти к нему заказчика. «Движение — это прежде всего идея, близость человека к какой-нибудь идеологии», — добавил экс-глава Росмолодежи. Чуть позже мне удалось выяснить, куда именно пристроились некоторые бывшие члены «Наших». Так, Александр Лебедев, который раньше состоял в движении, теперь занимается гражданскими проектами Центра молодежных инициатив Брянска. Другие его соратники хотят пополнить ряды формирующейся партии Якеменко.
«По-моему, Якеменко — приспособленец. Сейчас есть запрос на создание контролируемого протеста в среде молодежи, и, учитывая опыт работы Якеменко, ему вполне могли это доверить. По-моему, здесь и идет образование этого проекта», — сделал вывод участник форума Константин Сдобнов. Судя по тому, что лояльные власти движения все-таки ужились с нелояльными участниками форума, создание контролируемого протеста действительно началось.
«С нами в лагере живет оппозиционер, — рассказал „МК“ Илья Чистяков, ранее член „Наших“, теперь состоящий в молодежном правительстве и намеревающийся вступить в „Партию власти“ Якеменко. — В первый день мы к оппозиционеру настороженно относились, но теперь общаемся, нам интересно дискутировать и вступать в диалог, ведь по любую сторону баррикад есть разные люди, с разными человеческими качествами. Я не исключаю, что в „Партию власти“ вступят и оппозиционеры вместе со мной».
Вечером после выступления Якеменко прошло первое мероприятие белоленточников — пикет. Людей пришло ровно столько, чтобы селигеровцы еще раз убедились в том, что они правы: оппозиция у нас — это немногочисленная кучка, а то, что окружает ребят на форуме, — это и есть основная масса мнений.
Шестеро протестующих стояли с плакатами «Свободу политзаключенным», на которых были перечислены фамилии арестованных по «Болотному делу». Оказалось, что основной костяк оппозиционеров здесь из Твери, их трое.
«Акция задумывалась как жест солидарности с выступлениями против политических репрессий, которые проходили в этот день по всей России», — рассказал «МК» Артем Важенко. Парень разочарован: «Изначально форум планировался как оппозиционный, я ожидал увидеть гораздо больше протестных участников. Впрочем, я открыл для себя, что люди, которые принадлежат к прокремлевским движениям, также считают, что власть у нас слишком авторитарна, идет тенденция на укрепление режима».
Лицом к пикетчикам выстроились полтора десятка интересующихся. «Вы понимаете, что своим протестом ничего не решите? Если хотите как-то помочь политзаключенным, передачку им принесите в СИЗО, еды там, воды», — к оппозиционерам подошел молодой человек Святослав Левзин. «Единственное, что может помочь задержанным, это их немедленное освобождение, вот вы...» — приготовился спорить пикетирующий Алексей Доманов.
«Нет, не надо делить на «вы» и «мы», — Левзин шагнул к митингующим, стал с ними в один строй, взял у одного из рук плакат со словом «Доколе» и продолжил спор. «Я считаю, тот, кого задерживают на митингах, — дурак. Ныть не надо. Я всегда туда иду со своей видеокамерой, нанимаю за деньги юриста, 20 задержаний у меня — все выиграл, большинство дел до суда не доходили даже», — похвалился перед пикетирующими другой участник смены, Николай Крапивин.
Святослав Левзин, стоявший с плакатом «Доколе», снова высказался: «У нас такая страна, надо с этим смириться!»
— Ф-у-у, — послышался ропот, и молодому человеку пришлось разъяснить: «На данный момент в России такие реалии — и у вас есть два выбора: или смириться и пытаться действовать в этой ситуации, или уехать».
Девушка с плакатом, на котором был изображен плюшевый мишка в кандалах, внимательно посмотрела на оратора и опустила голову...
А в пятницу хедлайнером форума стал глава ЦИК Владимир Чуров, прилетевший на воздушном шаре. Его выходу на сцену предшествовал пародийный ролик: на нем избиратели и человек, похожий на Чурова, ходили по выборному участку голыми и шутили что-то про веб-камеры. «Правда, смешно? А ведь выборы — это серьезно!» — такими субтитрами закончился ролик.
«Сразу оговорюсь, что ролик к нам не имеет отношения», — заявил с порога Чуров. Идею с воздушным шаром он объяснил так: «Мы все думали, чем бы вас удивить. В детстве все читали хорошие книжки Жюля Верна, вот мы и решили соответствовать своим героям и прилететь на воздушном шаре». Дальнейшее было предсказуемо. Глава ЦИК традиционно отвечал на острые вопросы в том духе, что глобальных нарушений на выборах не было, к протестным выборам он отношения не имеет... Успел Владимир Евгеньевич покритиковать и оппозицию: «наехал» на наблюдателей-провокаторов, которые, по его мнению, будут делать все, чтобы не допустить веб-трансляций с участков.
— Что для вас означает цифра 146%? — спросили Чурова из зала.
«Это результат голосования на одном из участков, где произвели неправильный подсчет голосов», — припомнил глава ЦИК, и тут часть селигерцев встала перед ним с табличками в руках, на которых были написаны упомянутые цифры. Однако после этого Чурову подарили оберег — волшебную палочку.