Неутомимый Кофи Аннан пытается реанимировать свой мирный план, потерпевший фиаско в условиях сирийской гражданской войны. Для того и была созвана на берегу Женевского озера конференция с участием глав внешнеполитических ведомств России, США, Китая, Британии, Франции, генсека ООН Пан Ги Муна, а также представителей Турции, Кувейта, Катара и главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон. Теперь спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств предлагает создать в Сирии нечто вроде правительства национального согласия. И поначалу в этой идее содержался пункт, предполагавший, что в этом кабинете не должно быть тех, чье присутствие «дискредитировало бы новые власти и поставило бы под угрозу стабильность и примирение». Тут к гадалке не ходи — имелся в виду президент Башар Асад, на чьем уходе настаивают как сирийские оппозиционеры, так и их западные и арабские друзья. «Асаду следует уйти», — заявила Хиллари Клинтон журналистам. В Москве и Пекине на это смотрят иначе — поэтому в итоговом документе женевской встречи обошлись без проблемного пункта. Для российской дипломатии это, без сомнения, победа. Западные дипломаты тоже делают хорошую мину, утверждая, что после девятичасовых переговоров все же удалось прийти к общему знаменателю. Но как это поможет улучшению ситуации в Сирии — загадка. Остается открытым и вопрос о механизмах, которые могли бы держать в узде стороны сирийского конфликта.
В документе участники конференции обязываются использовать все свое влияние для недопущения дальнейшей милитаризации конфликта. Как заявил глава российского МИДа, «подпитка этого противостояния поставками оружия извне, к сожалению, продолжается». Что на фоне обвинений со стороны Запада России в поставках вооружений Дамаску прозвучало очень сильно.
В общем и целом настрой участников встречи можно назвать скорее оптимистическим — коль скоро и ООН, и США, и Россия, и Китай убеждены в том, что результат по урегулированию ситуации в Сирии должен быть достигнут до конца года. Правда, похоже, что урегулирование это все понимают по-своему.
Важный момент — участники конференции обещают, что в Сирии возобновится работа наблюдателей ООН (напомним, что деятельность миссии была приостановлена из-за того, что ситуация в стране сделалась чересчур опасной). Правда, сроков не названо. В этой ситуации отражается, собственно, и вся Женевская конференция: компромисс достигнут, итоговый документ подписан, дело за «малым» — претворить все это в жизнь.
Президент Асад уже заявлял, что не примет никакого плана по урегулированию кризиса, который будет навязан из-за границы. Добровольно уйти он вряд ли согласится. А если даст добро на формирование переходного правительства, то, скорее всего, пустит туда лишь представителей «прирученной» оппозиции. Настоящая оппозиция (и в этом Запад с ней полностью солидарен) тоже тверда в том, что рядом не сядет с Асадом. А значит, затея с переходным правительством превращается пока в головоломку.