Недавняя встреча в Германии молдавского премьера Влада Филата и президента непризнанной Приднестровской республики Евгения Шевчука окутана завесой секретности. Как водится в таких случаях, недостаток информации восполняется за счет всевозможных «утечек». Настоящей сенсацией стала публикация румынского агентства Romanian Global News, согласно которой в Роттах-Эгерне немецкие дипломаты предложили Филату и Шевчуку план федерализации Молдавии с включением туда Приднестровья на правах субъекта. Другим субъектом могла бы стать Гагаузия.
По утверждению румынского издания, план превращения ныне унитарной (по Конституции) Молдавии в федерацию разработан немцами совместно с Москвой. Якобы еще в 2010 году в немецком городе Мезеберге Россия и Германия договорились о федеративном устройстве Молдовы и особом статусе для Приднестровья в ее составе. Известно, что в Мезеберге Президент РФ Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель подписали меморандум, в котором говорится и о возможности сотрудничества России с ЕС в урегулировании приднестровского конфликта. После чего активность Германии на этом направлении действительно заметно возросла. Как пишет издание, данный план, «по мнению стратегов Москвы и Берлина, помешает объединению двух румынских государств и позволит сохранить российское влияние на всей территории Республики Молдова».
Через несколько дней правдивость утечки подтвердил лидер Партии социалистов Молдавии Игорь Додон, считающийся в Кишиневе «промосковским» политиком. Он призвал коллег «признать, что федерализация — единственное решение для приднестровского кризиса», и начать обсуждение этого сценария. Не исключено, что в данном случае Додон выступает как «рупор Кремля», озвучивая его заветные желания.
Собственно, этот план далеко не нов. Он обсуждался в Кишиневе и Тирасполе еще при президенте Воронине. Только тогда он назывался «Меморандум Козака», и предлагала его Москва. Подписание этого документа было сорвано молдавской стороной под давлением Вашингтона: США не устроило, что соглашение закрепляло российское военное присутствие на территории Приднестровья.
Что может сделать теперь данный план более приемлемым для Кишинева? Очевидно, то, что на этот раз его предлагает Германия. А в чем здесь интерес Германии? Думаю, в том, чтобы не пустить в Евросоюз очередного нищего захребетника: Молдавия, объединившись с Румынией, повисла бы на европейской шее, и так уже сгибающейся под тяжестью Греции.
Остается понять, зачем это нужно Москве. Предположение, что в Кремле засели маньяки, так и рыщущие в поисках, чего бы еще «слить» и «сдать» Западу, кажется мне не вполне обоснованным. Логика кремлевских стратегов, очевидно, такова: Молдавия — что тот волк, сколько ни корми, все смотрит в Румынию. Чтобы ее туда не пустить, чтобы Молдавия сохранила нейтральный статус и не вступила в НАТО, ее надо объединить с Приднестровьем на жестких условиях. Чтобы ни вправо, ни влево нельзя было шагнуть без согласия Тирасполя.
Но, как говорится, «гладко было на бумаге». Где гарантия, что объединенная Молдавия не уйдет в Румынию или в НАТО вместе с Приднестровьем? Включив в свой состав мятежную республику, Кишинев займется переформатированием ее правящей элиты, так что не исключено, что вскоре она будет состоять из искренних сторонников объединения с Румынией. Если же Москва рассчитывает оставить в Приднестровье свою военную базу, то с какой стати на это должен согласиться Запад, который уже один раз поломал подобные планы в случае с «Меморандумом Козака»?
Не исключено, что все это просто умелая разводка, как это было в Грузии, когда Москва «сдавала» Абашидзе, выводила базы под обещания создания в Аджарии совместного грузино-российского «антитеррористического центра». Разумеется, после достижения командой Саакашвили своих целей антитеррористические проекты развеялись «как дым, как утренний туман». Обманули, а что? Это политика, детка.
Трудно поверить, что нашей внешней политикой рулят дети сущие. Мотивация Кремля может быть куда проще. План приднестровского замирения был разработан при прежнем российском президенте. Чья внешнеполитическая линия, не секрет, не совсем идентична нынешней. По инсайдерской информации, некоторые советники экс-президента полагали, что ему просто необходим крупный внешнеполитический успех.
Сегодня, похоже, запущенный старой кремлевской администрацией локомотив «приднестровского урегулирования» движется по инерции. В прошлом году Кремль приложил немало усилий для отстранения от власти команды экс-президента ПМР Игоря Смирнова, известного своей несговорчивостью. Теперь понятно почему: добиться подписи Смирнова под документом о вхождении в состав Молдавии было бы очень трудно. Правда, вместо него был избран не послушный Москве Каминский, а непонятный Шевчук. Где гарантии, что он не проведет объединение Молдавии без учета интересов России?
В конце концов, что такое вдруг случилось, что сейчас, именно сейчас вдруг понадобилось срочно решать приднестровский вопрос? В состоянии непризнанности государство может существовать десятки лет. Тайвань отделился от Китая в 1949 году, его признали лишь 26 государств. Однако неурегулированный вот уже 63 года политический статус не помешал ему войти в двадцатку крупнейших экономик мира. Независимый Кашмир не признала ни одна страна мира, тем не менее он существует 37 лет. Независимости Северного Кипра 29 лет, хотя его признала лишь Турция.
Между объединением Германии и возможной «реинтеграцией» Молдавии есть существенная разница: Приднестровье никогда не было исторической областью Бессарабии. Эта территория с преобладающим славянским населением была искусственно привязана к Бессарабии, когда та вошла в СССР. Именно для того, чтобы стать «якорем», удерживающим Молдавию в составе Союза. И по-настоящему гармоничными отношения между правым и левым берегами Днестра могут стать только в составе какого-то наднационального объединения. Типа Евразийского союза. А пока наилучшим решением было бы приднестровский конфликт заморозить — до лучших времен.