Лукашенко прибыл в аэропорт «Минск-2» встречать коллегу заранее. Путин отметил любезностью на любезность и начал визит с нахваливания Белоруссии за «хорошее поведение»: «Должен сказать, что мы видим, какие непростые, но абсолютно правильные решения принимает руководство Беларуси и экономический блок правительства по нормализации ситуации в экономике». При этом он подчеркнул, что в этих успехах есть и заслуга российской стороны: за последние месяцы субсидирование Россией белорусской экономики Путин оценил в 5 млрд долларов. И почти сразу же после приземления объявил: Белоруссия получит-таки третий транш обещанного ранее кредита ЕврАзЭС.
Батька рассыпался в благодарностях: «Хочу поблагодарить вас и российское руководство за все то, что мы сделали, особенно в последние годы. У нас есть результаты и в политике, и в экономике». Что это за результаты, Путин тут же озвучил: за 2011 года товарооборот между странами вырос на 38% до 38,6 млрд долларов. Белоруссия стала шестым по важности торговым партнером России.
Общий мажорный тон поддерживался все время визита. Так, Лукашенко получил «поддержку» России в вопросе строительства атомной электростанции. «Нам надо там активизироваться, чтобы построить самую современную, самую лучшую, самую красивую станцию в мире», — подчеркнул белорусский лидер. В тот же день генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко сообщил, что Белоруссия и Россия парафировали генеральный контракт на строительство АЭС. В ближайшее время Минск получит от Москвы 240 млн долларов на реализацию первого этапа строительства объекта.
Договорились стороны и о создании холдинга «Росбелавто» на базе КамАЗа и МАЗа. Подробности договоренностей озвучили не были, но по неофициальной информации Белоруссия готова уступить России контроль над совместным предприятием. Ранее белорусская сторона настаивала на том, чтобы акции распредились между партнерами поровну. В Кремле настаивали: «золотая акция» должна быть у России, поскольку в противном случае предприятие будет «неуправляемым».
Кремль также согласился оберегать Минск в вопросах «противодействия попыткам вмешательства во внутренние дела стран Союзного государства». Лукашенко уже давно жалуется на то, что ЕС «давит» его санкциями. Путин пообещал от них защитить.
Российская сторона также готова «принимать активное участие в коллективных усилиях по укреплению стабильности на всех уровнях». Эксперты не исключают, что на практике это может означать следующее: Россия в случае необходимости будет предоставлять Белоруссии помощь в подавлении возможных акций протеста. Фактически Лукашенко получил от Путина гарантию защиты в случае «оранжевой угрозы».
После переговоров с Путиным Лукашенко приказал откупорить шампанское. Ему было что праздновать. Таких щедрых «подарков» от Москвы он не получал уже давно.
Под конец встречи Путин назвал Белоруссию «особым партнером» России. Лукашенко может быть доволен. Впрочем, белорусские эксперты говорят о том, что «медовый месяц» между политиками может быстро закончиться. Лукашенко не раз признавался своим министрам: если у государства не будет контроля над своими предприятиями, охрана суверенитета станет невыполнимой задачей. Переговоры по приватизации в пользу России флагманов белорусской экономики станут самыми сложными в 2012 году, уверен белорусский экономист Леонид Злотников. Лукашенко продавать их по ценам, приятным для России, явно не намерен. Но пока Путин решение этих вопросов «не форсирует». На это у него будет еще как минимум шесть лет.
Директор по исследованиям «Либерального клуба» в Минске Евгений Прейгерман считает, что Путин во время своего первого визита в Белоруссию в качестве президента в начале третьего срока просто «не хотел нагнетать конфронтацию». Эксперт уверен: впереди стороны ждут более сложные, предметные, переговоры.
Пока же очевидно: времена, когда экс-министр финансов России Алексей Кудрин пророчествовал Белоруссии финансовую катастрофу, а экс-президент Медведев попрекал Минск за нарушения норм демократии и безграмотную экономическую политику, прошли.