Законопроект вносит очень много изменений в правовое регулирование процесса организации и проведения массовых мероприятий, и каждое новое прочтение приносит открытия. К тому же за последние два дня он претерпел существенные метаморфозы.
Первое касается самой скандальной и затейливо написанной статьи — про «организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Привет товарищу Акунину и другим писателям, пригласившим москвичей на встречу и прогулку по бульвару! Москвичей, как известно, явилось неожиданно много, и в процессе «одновременного пребывания и (или) передвижения» они создали «помехи движению пешеходов или транспортных средств»... «Помехи» впредь обойдутся организатору («лицу, фактически выполнившему организационно-распорядительные функции») в
Сначала единороссы из Комитета по конституционному законодательству (их фамилии стоят под всеми принятыми поправками) считали, что эта статья должна столь же сурово карать и за «предварительную агитацию» такого рода «непубличных мероприятий», а в примечании к статье говорилось, что под противоправной агитацией понимается «сообщение гражданам, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных сетей», о времени, месте и целях его проведения. Но теперь слова про агитацию и сети из текста исчезли: их заменило мутное определение «публичные призывы». Без расшифровки.
Как это понимать? Будут наказывать за эсэмэски или рассылку через соцсети приглашений прийти в такой-то день и час на бульвар или площадь? Или не будут? «Если какое-то лицо объявило через Интернет или другим способом, что приглашает граждан на непубличное массовое мероприятие, но не приняло мер для предотвращения негативных последствий, то по решению суда оно может быть признано виновным», — пояснил корреспонденту «МК» глава комитета Владимир Плигин («ЕР»). В комитете говорят, что формулировку «агитация» изменили на «публичные призывы к непубличным мероприятиям» для того, чтобы не подвергать СМИ опасности быть привлеченными к ответственности за публикации о готовящихся «контрольных прогулках» представителей разных профессий. «Да это еще хуже, чем было! — не согласен замглавы комитета Вадим Соловьев (КПРФ). — Публичными призывами при желании можно объявить практически любой вид информации в самом широком смысле слова!»
Изменилась и редакция статьи «про Гайд-парки». С нового года все публичные мероприятия должны будут проводиться в «специально отведенных местах». Отведут их нам органы власти субъектов Федерации. Они же установят предельные нормы заполняемости этих площадок (превышение норм теперь обещает организаторам несколько десятков тысяч штрафа). Если сразу несколько организаторов подадут уведомления на одно и то же время — приоритет отдадут тем, кто был первым (в Москве первыми почему-то обычно оказываются прокремлевские организации). Проведение публичных акций в других местах станет затруднительным, потому что потребует специального «согласования». Если же вспомнить, что к новому же году субъекты РФ должны будут определить и список мест, где проведение публичных акций вообще запрещено...
«Поверьте, все у нас будет хорошо. И 12 июня — тоже», — так ответил г-н Плигин журналистам, спросившим, будет ли уже применяться новый закон во время массовых акций в День России.