Визит Валентины Матвиенко в Болгарию начался не самым приятным образом. София встретила необычным для этого времени года холодным дождем и самым сильным за последние сто лет, шестибалльным, землетрясением.
С премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым и спикером парламента Цецкой Цачевой пришлось говорить на конфликтные темы: Болгария отказалась продолжать строительство АЭС «Белене» и нефтепровода Бургас — Александруполис, в которые Россия уже вложила немало средств. Одновременно София требует снизить цены на российский газ до германского уровня.
Об итогах этих переговоров Матвиенко отзывалась более, чем уклончиво. Например, так: «Нас с Цецкой Цачевой объединяет уже то, что мы женщины. Это принесет в наше сотрудничество гуманитарную составляющую».
Кстати Цецка, когда ее спросили, что общего у двух народов, ответила лаконично: «Алфавит». То есть, выходит, с точки зрения нынешней болгарской власти, больше ничего общего и нет...
Печалит и то, что болгарское общественное мнение благосклонно отнеслось к тому, как партия власти ради политической конъюнктуры запорола совместные энергетические проекты. А ведь российское лобби в Болгарии есть. Это, как минимум, 22 тысячи проживающих там россиян. Вот с соотечественниками и решила встретиться Матвиенко в конце непростого дня.
«Нам не безразлично как себя чувствуют граждане России и русские из разных волн эмиграции в Болгарии, — сказала Матвиенко „МК“. — Каковы их материальные условия, есть ли у них возможность поддерживать русскую культурную среду? Что нужно сделать на законодательном уровне наших межгосударственных отношений, чтобы обеспечить их защиту? Недавно наши страны подписали соглашение по пенсионному обеспечению наших соотечественников. Это улучшило материальное положение ветеранов. Я хочу послушать, какие у них еще есть предложения. Конечно, в первую очередь они должны быть социализированы в общество той страны, где они живут. Но в то же время они не должны терять связи с Россией, им важно понимать, что Родина о них помнит и в рамках программ поддержки соотечественников за рубежом готова подставить плечо. Важно, чтобы мы более тесно взаимодействовали с соотечественниками в Болгарии, а они в свою очередь активнее влияли на развитие отношений между нашими странами. Они должны стать мостом между Россией и Болгарией. Помочь ренессансу русского языка в Болгарии. Кстати, количество желающих учить русский язык в Болгарии стало увеличиваться, это обнадеживает».
Люди, которые должны стать мостом между нашими странами, создали аж 60 русских общественных организаций в Болгарии. Крупнейшая — Союз соотечественников — присутствует в 37 городах страны. Есть также Объединение жителей блокадного Ленинграда, Русский союз инвалидов, Русский академический союз...
В 2007 году все эти силы создали координационный совет соотечественников, который возглавляет Марина Дадикозян. Встретив Валентину Матвиенко в русском культурном центре Софии, Марина сразу взяла быка за рога:
«Нужно срочно принимать поправки к закону о гражданстве. Разрешить русским детям, родившимся за рубежом, получать российское гражданство без согласия родителя-иностранца».
«Надеюсь, мы примем такой закон», — согласилась Матвиенко.
— Моей дочери отказали в российском гражданстве, — включился в беседу музыкальный продюсер Ованес Мелик-Пашаев, с давних пор имеющий как Российский, так и Болгарский паспорт.
— Ей отказали потому, что в наших странах запрещено двойное гражданство. Болгария его запретила в 2002 году, Россия это сделала раньше. Теперь чтобы получить российское, ей придется отказаться от болгарского гражданства. Ничего не поделаешь, таков закон, — пояснила Матвиенко.
Дальше на жизнь пожаловались пенсионеры. После подписания соглашения между странами Болгария стала учитывать при начислении пенсии российский и советский трудовой стаж. «Но многие из нас эмигрировали в
Матвиенко пообещала, что пенсионное соглашение будет доработано.
— Я блокадница, живу в Варне, — сообщила спикеру Совфеда Кира Герасимова. — Езжу отдыхать в Петербург. Но там мне отказывают в медицинской помощи. Я хотела бы отдохнуть в санатории Ленобласти, а меня не кладут.
— Вы из Варны хотите в Ленинградский санаторий?! — искренне расхохоталась Валентина Ивановна и, переведя дух, продолжила: — Таков закон, без полиса обслуживать иностранца не будут. Но я поговорю с Полтавченко. Питерский закс мог бы принять городской закон о том, чтобы блокадников обслуживали и без полиса.
— Нашим соотечественникам срочно требуется юридическая помощь, — сообщила гостье из Москвы активистка русского движения Марина Шумова. — Их массово кидают при покупке недвижимости в Болгарии. Здесь так цветет мошенничество...
Матвиенко снова улыбается:
— Если покупают недвижимость, значит они уже совершеннолетние. И должны понимать, что сделку должен сопровождать юрист, чтобы потом не приходилось искать адвокатов.
— У наших соотечественников какая-то правовая наивность, — включился в беседу посол России в Болгарии Юрий Исаков. — Иностранцы все по 20 раз проверяют, а наши сразу деньги суют. Ну зашли бы в посольство, мы бы предложили юридическую организацию, которая взаимодействует и с нами, и с местными властями.
— Раньше мы тесно взаимодействовали с московскими властями, — предложила другую тему Шумова. — Они нам помогали как морально, так и материально. А когда мэр сменился — помощи не стало.
— Да, Лужков брал на себя этот груз, — согласилась Матвиенко. — Москва выделяла большие деньги на поддержку соотечественников в разных странах. Я обязательно поговорю с Сергеем Семеновичем Собяниным, расскажу ему об этой московской традиции. Думаю, он продолжит вам помогать.
София