В распоряжении «МК» оказался текст официального запроса зампреда Комитета по обороне Госдумы РФ, депутата от фракции ЛДПР Сергея Жигарева на имя вице-премьера Дмитрия Рогозина. Начинается он так: «По информации, поступающей в Государственную думу, Минобороны приняло решение о расформировании сил специальных операций».
На самом деле Минобороны никогда официально не подтверждало и формирование этих сил. Но, по информации источников «МК», вопрос этот прорабатывался с самого начала реформы Вооруженных сил . Особенный смысл для существования у ССО появился после принятых осенью 2009 года поправок, позволявших президенту использовать ВС страны за ее пределами без санкций парламента.
Процесс обсуждения и разработки концепции ССО шел за плотной завесой тайны и в итоге к 2011 году об ССО все забыли как о какой-то случайной фантазии. И вот, благодаря запросу депутата Жигарева, выясняется, что структура-то существовала, но вот теперь от нее решено отказаться.
В запросе на примере стран НАТО показывается необходимость существования таких сил в структуре современных вооруженных сил. Так, аналогичная американская структура имеет «право на проведение тайных операций по всему миру для достижения следующих целей: создание условий для противодействия идеологической поддержки терроризма; ликвидация террористических организаций; уничтожение их инфраструктуры; информирование, сдерживание, принуждение стран к прекращению поддержки террористов, а также недопущение распространения оружия массового поражения и т.д.».
Организационные принципы, цели и правовые основы ССО могут отличаться, но сама идея их существования остается неизменной. В прямом подчинении Генштаба должны находиться отдельные войска, способные выполнять масштабные спецзадачи на переднем крае фронта или за его пределами, и быть способными осуществлять контрпартизанскую деятельность. Войска должны отличаться высочайшей степенью подготовки и технической оснащенности и иметь достаточную численность (в США количество служащих ССО оценивается в 58 000 человек).
Очевидно, что ССО вполне «тянут» на самостоятельный род войск. Однако, идею просто решили похоронить.
Опыт современных войн доказывает, что проведение спецопераций в рамках целого ТВД является одной из основных задач современных вооруженных сил. Эту же мысль спешит донести до вице-премьера и депутат Жигарев, подчеркивая, что роспуск сил «является стратегической ошибкой и не отвечает требованиям современного развития военного искусства».