За четыре дня до выборов столица Южной Осетии осталась без воды из-за очередной аварии на водоводе Эдис—Цхинвал (предыдущая была в феврале). Ко дню голосования подача воды была восстановлена частично и не во всех районах. Проблемы с водоснабжением в республике, которая буквально стоит на воде (здесь во многих местах прямо из-под ног бьют источники чистейшей минеральной воды), — это хорошая иллюстрация «успехов» той команды, которая занималась восстановлением Южной Осетии после войны 2008 года.
Несмотря на то что улицы Цхинвала по вечерам теперь ярко освещены, прохожих на них практически нет. Впрочем, как и днем. Жители предпочитают не выходить на улицу без крайней необходимости. После того как полтора года назад весь Цхинвал был перекопан «для замены коммуникаций», это стало просто опасно для здоровья: если погода сухая, задыхаешься от пыли, если идет дождь, ноги вязнут в грязи по колено. Езда на автомобиле превратилась в экстремальный спорт: ямы, ухабы, колдобины, огромные вязкие лужи. И пыль, которая проникает в любую щель... Многие, как, например, знакомый таксист Сослан, говорят, что после рабочего дня вынуждены долго промывать глаза.
Перед мартовскими выборами и.о. президента Бровцев развил бурную активность по благоустройству города. Везде, вздымая тучи пыли, снуют бульдозеры, копошатся в грязи гастарбайтеры. Кое-где положили тротуарную плитку, на улице Героев кладут асфальт. Но общее ощущение гуманитарной катастрофы, которое охватывает на улицах оклеенного пестрыми предвыборными плакатами Цхинвала, от этого не покидает.
В ноябре народ Южной Осетии захотел «перемены участи» и проголосовал за оппозиционного кандидата Аллу Джиоеву. Однако ее победа оказалась неприемлемой для экс-президента Кокойты и кураторов Южной Осетии из Администрации Президента РФ. На повторных выборах оппозиция поддержала Леонида Тибилова. Тибилов победил.
«Это уже наша четвертая победа», — говорит активист предвыборного штаба Тибилова Алан Бекоев. В ноябре Бекоев, соратник известного российского тренера по вольной борьбе Дзамболата Тедеева, работал в штабе Аллы Джиоевой. В марте он, как и многие другие сподвижники Джиоевой, помогал Тибилову. Фактически у Тибилова было три штаба. Один — «парадный» — в здании торгово-промышленной палаты в «армянском» квартале. Второй — «рабочий», под руководством Сослана Гатикоева, на улице Героев. Третьим был штаб Джиоевой на улице Чкалова. Именно там велся параллельный подсчет голосов, туда стекалась первая информация от наблюдателей на участках. Да и сами наблюдатели были в основном те, кто уже работал на ноябрьских выборах в качестве наблюдателей Джиоевой.
«К нам обратились из предвыборного штаба Тибилова, просили помочь, — рассказывает соратница Джиоевой, Виолетта. — Я лично обзвонила по списку наших наблюдателей, активистов. Мы решили, что Леонид Харитонович — наиболее приемлемый для нас кандидат».
Незадолго до второго тура в Южную Осетию вернулся герой августовской войны генерал Анатолий Баранкевич, который также на встречах с избирателями призывал голосовать за Тибилова.
Многие говорят, что своей победой Тибилов обязан поддержке со стороны Дзамболата Тедеева. Хотя официально он о ней не заявлял, все знали, что известные южноосетинские борцы, мировые знаменитости, которые выступали в поддержку Тибилова, приехали в республику по просьбе Тедеева. «Процентов 60 своей поддержки Тибилов получил за счет Тедеева, — сообщила мне одна из работниц гостиницы „Алан“. — А если бы сам Тедеев баллотировался, то получил бы 90%!»
Но не только поддержке со стороны всех этих людей обязан своим успехом Леонид Тибилов. Сыграли свою роль и его личные качества, и традиционный кавказский менталитет:
То, что Тибилов побеждает, стало ясно, как только в его штаб стали поступать первые звонки от наблюдателей с итогами подсчета голосов. Правда, чаша весов не раз колебалась: на некоторых участках отдали предпочтение Санакоеву. Например, за него проголосовал микрорайон Московский, где новенькие коттеджи получили сотрудники силовых структур и люди, близкие к старой власти. Но уже ближе к одиннадцати вечера разрыв между кандидатами стал таким значительным, что соратники Тибилова уверенно говорили о победе, а штаб Санакоева не давал комментариев. Выступление в прямом эфире председателя ЦИК Беллы Плиевой в штабе Тибилова заглушили ликующие крики его сторонников. Затем избранный президент во главе толпы из
«Мы наконец победили!» — говорил своим сторонникам Анатолий Баранкевич. Люди оставались на площади до двух часов ночи. Сотрудники ОМОН с противоположной стороны улицы молча наблюдали за происходящим.
«Президент должен засучить рукава»
Первое эксклюзивное интервью после оглашения предварительных итогов голосования Леонид Тибилов дал обозревателю «МК».
— Леонид Харитонович, какие чувства вы сейчас испытываете?
— Я воспринимаю результаты выборов спокойно. Конечно, быть президентом Южной Осетии — это очень большая ответственность, особенно сейчас. Очень много работы. В республике много проблем, их надо решать. Президент сейчас должен засучить рукава и вместе со своей новой командой взяться за дело.
— Ваши противники смирились со своим поражением?
— Я буду стараться, чтобы понятие «противник» ушло из нашего лексикона. Необходимо объединить наш народ. Тот раскол, который случился в нашем обществе в ноябре, пора преодолеть. Проигрывать тоже надо уметь. Только что мне сказали, что мой оппонент Давид Санакоев выступил и поздравил меня с победой. Я же в свою очередь считаю, что его потенциал должен быть использован на благо нашего народа.
— А со стороны старой власти каких-либо «сюрпризов» вы не ждете?
— Экс-президент Эдуард Джабеевич Кокойты ровно в 23.00 (еще до выступления председателя ЦИК Беллы Плиевой с итогами голосования. — М.П.) позвонил и поздравил меня с победой. Мы будем строить свою работу так, чтобы было понимание и с прежним руководством. Команда, которую я создам, будет работать только на позитив.
— Руководство России вас еще не поздравило?
— Пока нет. Но надеюсь, что скоро это произойдет. Сам я намерен свой первый визит совершить в Москву.
Цхинвал.