С одной стороны — совершенство дизайна, ажурные чугунные люстры с отделкой из хрусталя в зале переговоров, с другой — жуткая антисанитария, из-за которой ни в коем случае нельзя было пить ни предлагавшееся к кофе на саммите молоко, ни добавлять лед в напитки, поскольку это самый легкий способ подхватить в Индии дизентерийную амебу. Это демонстрация индийского гостеприимства в виде композиций из живых цветов с символикой саммита по всему городу, а с другой стороны — работа службы безопасности, доходящая до абсурда: бдительные сотрудники индийских служб вчитывались в бейджи с именем и норовили провести полную проверку (от изучения сумок до «ощупывания» индивидуальным металлоискателем) даже не через каждые три-пять метров, а буквально через каждые два шага. Иногда получалось, что поворачиваешься направо, индиец в строгом костюме долго сверяет твое лицо с фото на бейдже, вчитывается в фамилию, не сходя с места оборачиваешься налево — а там тебя ждет еще один контролер. Иногда над бейджем медитировали сразу два индийских служивых.
Уникальные меры безопасности, впрочем, не уберегали от настоящих ЧП. Переизбыток представителей служб безопасности и журналистов на квадратный метр пространства едва не привел к травмам на эскалаторе при выходе из зала саммита: впереди индийские «ФСОшники» придерживали толпу, сзади напирали новые толпы выходящих из зала, ноги идущих просто чудом не попали под зубцы движущейся ленты.
А несколькими днями ранее один из активистов Движения за свободу Тибета поджег себя и пробежал около 50 метров по центру Нью-Дели в знак протеста против визита лидера КНР Ху Цзиньтао на саммит. Другие активисты пытались устроить барабанный бой перед посольством КНР, но их отправили подальше, на улицу с ресторанами. Тибетские барабанщики у посетителей ресторанов прошли на ура.
Делегаты Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (аббревиатура BRIKS, пятерки ведущих развивающихся стран мира, составлена из первых букв названий этих государств) тоже в каком-то смысле занимались безопасностью — глобально-экономической. Точнее, говорили о том, что может дать БРИКС мировой экономике в трудное время (и о том, что такая помощь может дать самой организации никто не забывал, конечно). Ху Цзиньтао, например, предложил миру себя. Точнее, Китай: «Динамичное развитие нашей страны создает шансы для развития остального мира». То есть без развития Китая шансов у остального мира никаких...
Дмитрий Медведев рекомендовал, в свою очередь, ускорить создание по его же предложению Делового совета БРИКС (на полях саммита сейчас обычно проходит деловой форум БРИКС). «Быть может, стоит предложить нескольким авторитетным, подготовленным предпринимателям создать инициативную группу для продвижения этой работы, чтобы к следующему саммиту БРИКС имел полнокровную деловую структуру», — сообщил ДАМ коллегам по объединению.
Версии того, что БРИКС получит от помощи миру, тоже немного отличались. Российские чиновники высказывали мнение: БРИКС должна играть более серьезную роль в руководстве международных финансовых организаций (не претендуя, впрочем, на руководство во Всемирном банке). Китайские официальные лица считают, что между странами, входящими в организацию, «может сложиться единый фронт по ближневосточной проблематике». Кстати, в итоговой декларации лидеры БРИКС высказались и по поводу ситуации вокруг Ирана («нельзя допустить, чтобы она переросла в конфликт... ожидаем, что Иран внесет в это свой вклад в качестве ответственного члена международного сообщества»), и по поводу Сирии («национальный диалог на основе мирных средств», «территориальная целостность и суверенитет») и Афганистана (ему «нужны время, помощь развитию и преференциальный доступ на мировые рынки»).
Помимо декларации, по итогам саммита руководители крупнейших банков пяти стран подписали генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах. Также главами государств был представлен итоговый доклад о развитии БРИКС. Книжечки с докладом вынесли пяти лидерам на серебряных подносах. Потом «официанты» вернулись, чтобы забрать их обратно, но часть президентов уже ушла вместе с книжками, так что вернули литературу только президент ЮАР и Ху Цзиньтао...