Лукашенко больше не хочет Союза?

Трансформация ЕврАзЭС откладывается

19 марта в Москве прошел саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Кремле собрались президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, а также стран-наблюдателей — Украины, Молдавии, Армении. Россия хотела именно сейчас преобразовать ЕврАзЭс в Евразийский экономический союз, однако главным итогом стало решение отложить трансформацию — договор будет подписан не раньше 2015 года. Российская сторона утверждает, что конструктивному диалогу помешала позиция Белоруссии, в Минске склонны обвинять Киргизию и Таджикистан.

Трансформация ЕврАзЭС откладывается

Минск неожиданно поставил новые инициативы под сомнение. По имеющимся данным, Москва и Минск не договорились о форме будущего интеграционного объединения и по некоторым вопросам его правосубъектности. Белорусская сторона, в частности, настаивает, что перед одобрением того или иного договора высшим органом организации ему надлежит пройти внутригосударственные процедуры. Тем самым сохраняется возможность блокирования решения на национальном уровне.

Замдекана факультета мировой экономики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что на самом деле Москву и Минск разделяют гораздо более глубокие противоречия: «В Белоруссии огромный госсектор в экономике, очень мало инвестиций. При этом и риски остаться вне интеграции очень высоки — страшно оказаться без российской поддержки, без дешевых энергоносителей. Лукашенко требует, чтобы его действия оплачивались».

Впрочем, в самой Белоруссии виноватыми за срыв переговоров себя не считают. Белорусский вице-премьер Сергей Румас сказал, что белорусская сторона была готова подписать договор, но он не был поддержан другими участниками ЕврАзЭС. Политолог Валерий Карбалевич поведал «МК», что вопрос упирается в Киргизию и Таджикистан. «Эти страны не готовы войти в Таможенный союз. Они похожи на чемодан без ручки — ЕврАзЭС больше не нужен, но и бросить их просто так нельзя».


Игорь Кармазин

МЕЖДУ ТЕМ

На протяжении многих лет взаимодействие Москвы и Белоруссии основывалось на личных отношениях двух лидеров. Юрий Лужков искренне считал Батьку своим другом, каждый год летал в Минск, играл с ним в теннис. Москва щедрой рукой закупала белорусские троллейбусы, коммунальную технику, водосчетчики, холодильники для ветеранов и овощи для магазинов.

С приходом Сергея Собянина публичные отношения между двумя регионами сошли на нет. Однако в ходе визита Лукашенко выяснилось, что еще не все потеряно. «Я благодарен за проявленный прагматический и стратегический подход. За то, что вы согласились не разрушать работу», — заявил Батька после личной встречи с Собяниным. Столичным префектурам поручено восстановить связи с областями Белоруссии, что станет хорошей новостью для губернаторов. «А то многие меня уже с обидой спрашивали: как не будет (прежних отношений. — „МК“)... Очень плохо это восприняли наши губернаторы», — поделился Лукашенко.

Сергей Собянин в свою очередь заявил, что Москва готова заключить новый план сотрудничества на 2013–2016 годы. Одним из перспективных направлений он назвал поставку белорусских троллейбусов для городских нужд. Источник в горадминистрации рассказал «МК», что пока белорусские производители не подписали новые технические требования к троллейбусам, разработанные столичным Департаментом транспорта. С 2012 года все новые машины должны быть оборудованы бортовыми навигаторами, тремя камерами видеонаблюдения и регуляторами отопления салонов. Сам Батька на открытой для прессы части встречи заявил, что никаких проблем с троллейбусами быть не должно. «Я удивлен, что возникли какие-то вопросы, приеду разберусь», — пообещал он. Всего в 2012–2014 гг. Москва планирует закупить 1089 троллейбусов большой вместимости. Беларусь может рассчитывать примерно на треть заказа.


Елена Егорова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру