Центральный государственный орган печати опубликовал статью Владимира Путина, посвященную армии и оборонке. Ничего принципиально нового в статье национального лидера нет — просто описание проведенной реформы и план по ее дальнейшей реализации.
Среди фотографий, иллюстрирующих статью, есть одна, где премьер сидит посреди поля за столом вместе с обычными солдатами и что-то им доходчиво объясняет. На столе хлеб, лук, походные котелки и полевые цветы в импровизированных вазочках. Подпись к фотографии гласит: «Во время посещения воинских частей Владимир Путин всегда старается из первых уст узнать, как живут солдаты и офицеры».
Примерно этим же занимается любой журналист, пишущий на военную тематику. Зачастую добыть информацию получается без каких-бы то ни было усилий. Вот и в ночь с прошлого четверга на пятницу где-то в недрах тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» по пути от ангара к ходовой рубке один из старших офицеров корабля, отвечающий за одну из ключевых систем авианосца, без всяких наводящих вопросов вдруг принялся резать передо мной правду-матку.
Офицер рассказал, что ему уже невмоготу ждать окончания контракта, когда можно будет уже покинуть эту «железяку». Его категорически не устраивало ничего в его работе. Очевидно, что всю эту службу, вместе с гордыми морскими обычаями и единственным авианосцем флота офицер видел в гробу. Для демонстрации своей правоты он обращался к попадавшимся на пути матросам и морпехам с каверзным вопросом: «Хочешь остаться на контракт?» Ребята смущались и отвечали, что «никак нет, домой хочется». Офицер одобрительно говорил что-то в духе «а ничего, соображаешь» и мы шли дальше.
А отравляло офицеру жизнь то, что в родном городе кто-то из его родственников руководит крупным государственным медицинским учреждением и в другой, лучшей жизни сам этот офицер уже давно был бы там заместителем директора по общим вопросам, не сильно бы напрягался и получал бы свои 150 тысяч рублей.
То есть ни служба на уникальном корабле (который был сравнен моряком с вазовской «копейкой»), ни дальние походы, ни торжественная встреча «Кузнецова» с участием министра и начальника генерального штаба, ни зарплата в 110 000 рублей (несмотря на все громкие заявления с нового года подняли не в 2,5 раза, а «всего» в 1,6), ни квартира за государственный счет, ни многочисленные льготы — вообще ничего не способно заставить этого офицера с уважением относиться к своей работе.
И надо отметить, что людей с таким взглядом на жизнь в Вооруженных силах сейчас очень много. Их переполняет горечь от упущенной выгоды и зависть к гражданским. Им кажется, что они проживают никчемные жизни в никому не нужных гарнизонах, а совсем рядом проносятся легкие деньги, до которых им не дотянуться. И как при таких раскладах им любить свою работу?
Видение жизни, устремления героя этой заметки точно отражают атмосферу, господствующую в обществе в последние годы. На всё смотрим предельно цинично и везде ищем лишь материальную выгоду. Этакий «реалполитик», перенесенный в повседневную жизнь. И как ни модернизируй армию, как ни повышай зарплаты, когда по крайней мере половина военнослужащих мыслит подобным образом, надежды на то, что оборона страны не развалится при серьезном конфликте, нет.