Сейчас партии формируют свой список из общефедеральной, головной части (до 10 человек) и региональных групп (не меньше 70). Как правило, во всех нормальных партиях общефедеральную часть возглавляет лидер — Зюганов, Жириновский, Миронов; во главе списка партии власти на последних выборах стояла фамилия беспартийного президента Медведева. Что касается региональных групп, они по воле самой партии могут включать в себя территорию нескольких соседних регионов. Теперь же предлагается общефедеральную часть списка упразднить вообще, оставив лишь региональные группы, каждая из которых представляет одну из 225 территориальных единиц (ТЕ). То есть Жириновский, к примеру, будет возглавлять региональный список ЛДПР где-нибудь в Приморье, и только там его фамилия появится в бюллетене рядом с названием родной партии. В других субъектах Федерации его соратникам останется уповать лишь на то, что за 20 лет связка «Жириновский—ЛДПР» в сознание избирателей впечаталась намертво.
Чтобы выдвинуть ярких кандидатов по всем 225 ТЕ (при установленном пределе в 4 кандидата на каждую), нужна сильная, хорошо разветвленная организация. И здесь у любой партии власти — неоспоримое преимущество. Причем все действующие сейчас нормы, которые позволяют использовать президентов, губернаторов, министров, звезд театра, кино и спорта в качестве «паровозов», Дмитрий Медведев предлагает оставить в неприкосновенности. Отказавшись от мандата сразу после выборов, такие кандидаты остаются кандидатами на весь срок полномочий парламента и могут стать депутатами, заняв освободившееся кресло. Никаких штрафных санкций за таких «отказников» для партий (вроде «мандат „паровоза“ передается другим партиям») по-прежнему не предусматривается...
На последних выборах максимальное число кандидатов в партсписках колебалось от 500 до 600 человек на всю страну. Теперь, чтобы выбрать всю квоту, потребуется 900. Даже для «ЕР» такое будет трудновато. К тому же выдвигать один список на несколько ТЕ запрещено — разрешено лишь выбирать, в каких ТЕ партия выдвигается, а в каких — нет. В результате во многих регионах граждане увидят в бюллетенях вместо фамилий «пустое место» рядом с названием некоторых партий: в выборах вообще-то они участвуют, но на данной территории как бы и нет.
И это еще не говоря о деталях очень сложной схемы распределения мандатов внутри списков допущенных к их распределению партий, получивших более 5% голосов избирателей! В Комитете по конституционному законодательству обещают лишь на следующей неделе подготовить детальное разъяснение этой самой схемы — авторы документа по старой доброй традиции пояснительную записку сделали предельно лаконичной.
Одно можно утверждать наверняка: один мандат каждому субъекту Федерации, даже самому малонаселенному, гарантирован. Но такие гарантии можно было прописать и в действующем законе —полноценной реформой это никак не назовешь. Не тянут «на реформу» и другие частные нововведения, вроде требования устанавливать на избирательных участках «ящики для голосования из прозрачных или полупрозрачных материалов», закрепления права наблюдателей вести фото- и видеосъемку процесса голосования и подсчета голосов (предварительно уведомив руководство комиссии), права граждан на включение в список избирателей по месту временной регистрации, упрощения процедуры регистрации партий и т.д. и т.п. В целом главы, касающиеся порядка голосования, подведения его итогов, правил предлагается оставить практически в неизменном виде.
Предполагается, что новый закон вступит в силу 5 декабря 2012 года.
Марина Озерова
Законопроект для «МК» прокомментировал основатель «Справедливой России» Сергей МИРОНОВ:
— Вы сами видели этот закон? Там 400 страниц. Поэтому у меня пока только предварительное мнение, я привык изучать законопроекты тщательно и окончательные выводы смогу сделать позже. Пока у меня много скепсиса. Все сделано для того, чтобы «Единая Россия», чей рейтинг падает, могла выбраться за счет территориальных административных ресурсов. Я предлагаю альтернативный законопроект, а именно: разбить территорию России на 90 пятимандатных округов и избирать депутатов только на мажоритарной основе.
— Создает ли новый проект трудности для оппозиционных партий?
— Он направлен на то, чтоб «сбросить карты». То есть начать писать избирательную систему с чистого листа, но с прицелом на ту партию, у которой больше возможностей использовать административные ресурсы. А таких возможностей, естественно, больше у партии власти, будь то «Единая Россия» или «Народный фронт».
Анастасия Родионова