Мы будем так бороться за мир, что на земле камня на камне не останется, — именно эта старая советская шутка лучше всего описывает ситуацию с публикацией близким к Кремлю интернет-сайтом прослушки нецензурных телефонных переговоров оппозиционного трибуна Бориса Немцова.
Под каким лозунгом наша власть поднимает народ на борьбу с «купленной Западом» либеральной оппозицией? Правильно: не допустим возвращения проклятых 90-х!
А что было одной из самых непривлекательных особенностей российской политической жизни в том десятилетии? Да, именно то, о чем вы подумали, — культура «сливного бачка», практика публиковать в СМИ результаты прослушки разговоров политиков.
В эпоху Владимира Путина наша политическая жизнь, конечно, не стала благороднее. Но некоторые отрыжки периода всевластия олигархов, казалось бы, все-таки ушли в прошлое. И вот на тебе! Проклятые 90-е вернулись и в этом своем аспекте — и виновата в этом исключительно власть.
Впрочем, давайте переведем разговор из моральной плоскости в политическую. Какую цель преследовали «борцы с оранжевой заразой», делая публичными частные телефонные переговоры Бориса Немцова?
Это задачка для ученика второго класса. Цель первая: внести раздоры в стан оппозиции, поссорить всех со всеми. Говоря о своих коллегах, Немцов не выбирает выражений. Вот лишь самые мягкие из них: «Чирикова просто сука или идиотка», «Этот м...дак, великий грузинский писатель.( О Борисе Акунине-„МК“) Интриганы, бл...дь, я его сегодня послал на х...й».
Никто из гомо сапиенс не любит, когда за его спиной о нем говорят плохо. И если, допустим, та же Чирикова захочет оттаскать Немцова за кудри, организаторы прослушки будут довольно потирать руки.
Цель вторая: настроить население против Немцова и К°. Мол, смотрите, какие это грубые, нехорошие, невоспитанные люди! Разве приличные политики так себя ведут?
Не хочу делать никаких прогнозов. Но я сильно удивлюсь, если хоть одна из этих целей будет достигнута. Ну не могут нормальные люди поддаваться на такие дешевые разводки. Да, прослушивание этих телефонных переговоров вызывает чувство брезгливости. Но брезгливость эта — по крайней мере в моем случае — направлена не на тех, кто разговаривал, а на тех, кто это записал и распубликовал.
Вам кажется, что я пытаюсь обелить Немцова с товарищами? Вовсе нет. Выше я уже сказал, что мы не любим, когда о нас в нашем отсутствии говорят плохо. Но есть ли на земном шаре личности, которые про своих знакомых всегда говорят только хорошее?
Возможно, есть. Но полагаю, что их количество вряд ли превышает число космонавтов. Давайте честно признаем: в данном случае лицемерие и двойные стандарты — неотъемлемая часть человеческой натуры. Все мы не ангелы. И все мы за спиной своих знакомых говорим вещи, какие мы вряд ли бы сказали им в лицо.
Означает ли это, что стандартов приличного поведения в человеческом обществе просто нет? Разумеется, нет. Лично я для себя эту моральную дилемму решаю так: если в разговоре с третьим лицом ты предаешь своего друга или знакомого, это одна ситуация. А если ты его просто поругиваешь или над ним насмехаешься — совсем другая.
Мне кажется, что все распубликованные в качестве «страшного компромата» разговоры Немцова прочно укладываются во вторую категорию. Ну узнаем мы из них, что он в частных беседах может хамить и ругаться матом, словно ломовой извозчик. И что? Вы раньше этого не знали? Я как человек, знакомый с Немцовым с 1997 года, прекрасно знал. И в моих глазах этот немцовский недостаток (кстати, как и у всех людей, недостаток далеко не единственный) с лихвой перекрывается его достоинствами.
Поэтому браво главному редактору «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. Будучи обруганным Немцовым, Венедиктов объявил, что он на него не в обиде. Мне представляется, что только так может поступить человек, у которого с головой все в порядке. Остается узнать: а сколько же извилин в головах наших оппозиционеров.