Россию предостерегают от поддержки ставленника Кокойты

Кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева: «Я сомневаюсь, что Медведев и Путин на самом деле поддерживают Бибилова»

В воскресенье в Южной Осетии состоится второй тур президентских выборов. За высший пост в государстве будут бороться глава республиканского МЧС Анатолий Бибилов и экс-министр образования, оппозиционный кандидат Алла Джиоева. Накануне выборов кандидат в президенты Алла Джиоева ответила на вопросы обозревателя "МК" Марины Перевозкиной.

Кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева: «Я сомневаюсь, что Медведев и Путин на самом деле поддерживают Бибилова»
Алла Джиоева

- Алла Алексеевна, для многих ваш успех в первом туре выборов был неожиданным - никто не верил, что на Кавказе станут голосовать за женщину в качестве кандидата в президенты. Вот и Эдуард Кокойты сказал, что в Южной Осетии женщина никогда не станет президентом. Как вы можете это прокомментировать?

- В 21 веке достаточно примитивно выглядит утверждение, что «юбка не может управлять государством». Это унижает не меня, это унижает того, кому принадлежат эти фразы. Я в свое время боролась за Эдуарда Кокойты, авансированного доверием народа. Этому человеку история преподнесла огромный подарок. Он имел шанс остаться в истории осетинского народа на века, ибо именно при его правлении была признана наша независимость. К глубокому сожалению, чечевичная похлебка оказалась для него предпочтительнее. Что касается меня, то я человек ответственный. Я знаю, что я и моя команда в состоянии изменить жизнь Южной Осетии к лучшему, реформировать государственную власть, заложить основы гражданского общества.

- Вы были доверенным лицом Эдуарда Кокойты в двух избирательных кампаниях – 2001 и 2006 года. Почему вы его сначала поддерживали, а потом оказались в рядах оппозиции?

- Это была легкомысленность. Я не знала Эдуарда Джабеевича совершенно, когда в 2001 году поверила нынешнему мэру Цхинвала Резо Хугаеву и Джамбулату Тедееву. Они очень настойчиво ко мне обращались и сломили меня тогда уговорами. А все последующее время я хотела помочь этому человеку сделать жизнь в Южной Осетии лучше. Что из этого получилось, все хорошо знают. Он наградил меня на тот момент высшим орденом республики – орденом Почета, повесил на грудь значок заслуженного учителя РФ с вручением указа президента Путина, а через пару месяцев с легкостью подверг уголовной экзекуции. Согласитесь, такая радикальная трансформация человека не может происходить за столь короткий период. На каждом совещании все шесть с половиной лет Эдуард Джабеевич пел мне дифирамбы, говорил, какой я хороший министр образования. И вдруг в одну секунду я оказалась самым большим коррупционером в Южной Осетии, самым страшным человеком.

- Вы хотите сказать, что причиной было ваше расхождение с Кокойты по принципиальным вопросам?

- Когда я поняла, во что вляпалась, я вначале тихо пыталась скорректировать некоторые вопросы. А потом уже открыто объявила войну. Я не могу сказать, что я во всем была всегда права. Но это был вызов действующей власти, не оправдавшей наказы избирателей. Когда я встала на совещании и сказала: «Вы не мой президент!» - то это был несомненно вызов, я понимала, что за этим последует увольнение. Я занимала должность министра, а эта должность всегда хлебная, с учетом нашей ментальности. Кто-то мешок картошки привезет, кто-то головку сыра, кто-то подарок сделает. Как сказал один из моих коллег: «Алла Алексеевна, держи язык за зубами, и будешь сыта». Но я считаю, что мы голыми приходим в этот мир и голыми уходим. А уносим с собой только уважение людей. Я никогда не утверждала, что я ангел с крыльями. Несомненно, я допускала ошибки. Несомненно, не надо было принимать и подарки. Но тогда надо мной должен был стоять человек, который подавал бы мне пример честности. Я не отрицаю, что я какие-то подарки принимала. Но если найдется хоть один человек, который скажет, что я его ставила в какие-то условия, что он вынужден был унижаться и клянчить у меня какие-то преференции, то я готова нести за это ответственность.

- Вас не смущает, что Москва откровенно поддерживает вашего соперника Бибилова? Ваши оппоненты на этом основании обвиняют вас в неуважении к руководству России и даже в антироссийских настроениях.

- Я подвергаю сомнению, что Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин на самом деле поддержали Бибилова. Недавно мы наблюдали, как российским орденом Дружбы одновременно с Бибиловым наградили людей, которым сегодня тот же Бибилов говорит «Вон из республики!». Это, например, генпрокурор Хугаев. Хотя непонятно как кандидат в президенты может говорить «Вон!» людям, которые еще не осуждены судом. Если эти люди виноваты, в отношении них должно быть проведено расследование, вынесен приговор.

Мы совершенно не хотим, чтобы на место одного беззакония пришло другое беззаконие. Да, мы говорим о «смертном приговоре»: о смертном приговоре коррупции, беззаконию, клановости. Если в этом наши антироссийские настроения, то я не понимаю, какими должны быть пророссийские.

Наши оппоненты на словах декларируют приверженность России, а все их действия компрометируют политику России в Южной Осетии. Что же касается российского президента и премьера, то мы хорошо понимаем, что этим людям осетинский народ обязан своим существованием, что эти люди сделали все, чтобы поствоенное восстановление состоялось. Но я как гражданка России и Южной Осетии имею право поставить под сомнение результативность российских вложений в республику. Ведь всем жителям Южной Осетии совершенно очевидно, что результат не соответствует уровню вложений. И мы все время ждем, что приезжающие сюда российские чиновники накажут тех местных руководителей, которые за это ответственны. И когда мы этого не видим, то делаем вывод, что здесь работают какие-то «связки». Если мы видим птицу, которая ходит, как утка, плавает, как утка, и крякает, как утка, то мы называем ее уткой, а не белым лебедем.

- Ваши оппоненты во время теледебатов обвинили вас в том, что вы часто даете интервью грузинскому телеканалу ПИК. Почему же вам так полюбился этот телеканал?

- Я никогда даже не смотрела этот телеканал и не знаю, что он обычно обо мне говорит. В ответ на стремление наших оппонентов связать меня с телеканалом ПИК я задала им вопрос: давали ли они когда-нибудь аккредитацию этому телеканалу? Если да, то, гипотетически, я имела возможность с ними общаться. На что я сегодня получила ответ от представителя Комитета информации и печати, что они не давали аккредитации этому телеканалу. Каким образом они тогда ко мне попадают? Может быть, они прилетают на самолете-невидимке? Даже по телефону у меня никогда не было с ними контактов. Если только они не представлялись во время разговора каким-то другим СМИ. А так я совершенно ответственно говорю, что никаких контактов ни с одним грузинским изданием у меня никогда не было.

- На чем основаны попытки ваших оппонентов связать вашу команду с Грузией?

- Они основаны на геббельсовской методологии: набросать побольше грязи, что-то наверняка прилипнет. Но чем больше они стараются, тем грязнее становятся их собственные руки, да и лицо тоже. Можно в чем угодно Аллу Алексеевну упрекнуть: что она распродала всю Южную Осетию, все лимиты, всю гуманитарную помощь, но на предательство я не способна.

- Вы заявили о поддержке со стороны одного из лидеров «московской оппозиции» Альберта Джуссоева. Однако перед первым туром выборов на его сайте появилось заявление о поддержке Анатолия Бибилова.

- Позавчера Маир Джуссоев, человек, очень близкий к Альберту Александровичу, а вслед за ним другой деятель оппозиции, Ахсар Кочиев, позвонили и сказали, что им звонил Альберт Джуссоев, принес мне свои огромные извинения и сказал, что дал поручение своим людям в поселке Квайса присоединиться к нашему движению. После этого Бибилова в Квайса встретили очень холодно.

- В первом туре разница между вами и вашим оппонентом была очень маленькая. Представим, что и во втором туре разрыв между кандидатами будет очень незначительным. Это как раз та самая ситуация, которая дает возможность обеим сторонам говорить о победе и решать вопрос при помощи улицы. Если вы будете уверены, что победили, а объявят о победе оппонента, что вы будете делать? Призовете народ выйти на улицы?

- Мы хотим все время оставаться в правовом поле. Но то, что в Южной Осетии царит беззаконие, известно всем. Бороться в этих условиях очень сложно. Если сложится ситуация, о которой вы говорите, будет жестокий прессинг на всех наших сторонников. Я не знаю, что в этом случае произойдет. Но я во всех своих выступлениях предостерегаю людей от развития событий по опасному сценарию.

- Так призовете выйти на улицы своих сторонников или нет?

- Я не думала еще об этом. Потому что призывать людей на улицы – это значит подвергать их очень большой опасности. Я не могу выставлять кордоны из живых людей для достижения каких-то своих целей. Мне нужно хорошо подумать и только после этого принять взвешенное решение. Но я абсолютно уверена, что симпатии избирателей на нашей стороне. А какие механизмы вброса будут использованы, сколько было выдано паспортов людям, которые к Южной Осетии не имеют никакого отношения, и какие еще технологии будут задействованы – я не могу всего просчитать. Но я абсолютно уверена в нашей победе.

- А если ваш оппонент победит честно, что вы сделаете?

- Я поздравлю его с победой.

- Вы сегодня высказали опасения по поводу возможной дестабилизации ситуации. На чем основаны ваши опасения?

- Во-первых, наши оппоненты не один раз говорили, что власть они просто так не отдадут. Это вам подтвердит любой человек, живущий в Южной Осетии. Во-вторых, во время противостояния в доме Джамбулата Тедеева очень многие наши сторонники были задержаны на улицах и брошены в застенки без предъявления обвинений. В-третьих, мы каждый день видим, как силовые структуры вовлекают в различные авантюры. А это люди с оружием, многие из них молоды, не нюхали пороху. Достаточно их спровоцировать, и они могут повести себя неадекватно.

Сегодняшнее заявление Кудухова (в четверг во время теледебатов доверенное лицо г-на Бибилова Олег Кудухов отказался от полемики и выступил с довольно агрессивным заявлением – М.П.) говорит о том, что они стремятся привести людей к гражданскому противостоянию. Я стараюсь от этого уходить, понимая, что правда за нами. Они, понимая, что проигрывают, готовы навязать любой сценарий обществу. Поэтому я хочу еще раз обратиться ко всем гражданам Южной Осетии, ко всем, кто курирует политику в Южной Осетии в Москве, ко всем представителям спецслужб и просить их не выпускать ситуацию из нормального русла. Это и в интересах РФ, и в интересах Южной Осетии, и в интересах всех граждан.

- Вы опасаетесь, что власти пойдут на срыв выборов?

- Очень этого опасаюсь. У меня есть для этого все основания.

Материалы по теме: "Южная Осетия готовится ко второму туру"

Сюжет:

Раскол в Южной Осетии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру