Россотрудничество было создано в 2008 году, и работает в тесной связке с МИДом. Под руководством ведомства — 74 российских центра науки и культуры за рубежом (РЦНК), на него работают и советники посольств РФ по культуре во многих странах. Кстати, из материалов, подготовленных агентством, следует, что деньги на создание новых центров в постсоветское время почти не выделялись, и в результате за 1991-2008 годы в России открылись 59 иностранных культурных центров, а Россия осилила создание лишь пяти — в Казахстане, Узбекистане, Словакии, на Украине и в Израиле. Сейчас, заверил г-н Мухаметшин, работа по развитию сети центров ведется планомерно, и к 2022 году новые появятся более чем в 100 странах мира. До конца 2011 года откроются центры в Мадриде и Риме, в начале 2012 года — в Лондоне.
Счетная палата неоднократно обращала внимание на то, что учет и контроль российской собственности за рубежом ведется из рук вон плохо. Теперь, по словам главы Россотрудничества, наконец-то завершена процедура внесения в федеральный реестр 108 объектов недвижимости в 38 странах, которые находятся в оперативном управлении ведомства.
Г-н Мухаметшин не стал дожидаться вопросов депутатов, и сам затронул вопрос о финансировании. В 2011 году на содержание и программы федеральный бюджет выделил 1 млрд. 900 млн. рублей, из них на зарплаты сотрудников, обеспечение работы центрального аппарата, капитальный ремонт и прочие текущие нужды — 1 млрд. 300 млн. рублей. На реализацию программ за рубежом — 432 млн. То есть примерно четвертая часть...
Одна из четырех реализуемых ведомством программ — «Русский язык», за которую ведомство г-на Мухаметшина отвечает вместе с Минобрнауки. Причем агентство — единственное учреждение, которое на постоянной основе осуществляет за границей курсовое обучение русскому языку. В 2009-2011 годах число таких курсов выросло с 54 до 80, они есть в 46 государствах. Растет и число слушателей: за три года — с 15,3 тысяч человек до 18,3 тысяч.
«Почему в прошлом году средства на эту программу были освоены лишь на 89%, а в этом освоение пока практически 0%?»- спросил коммунист Виктор Коломейцев. «В прошлом году Минобрнауки и мы завершили все конкурсные процедуры и все профинансировали только к ноябрю. В этом году правительство приняло решение об объемах финансирования на 2011-2015 годы лишь в августе, и мы только-только завершили все конкурсные процедуры», — объяснил чиновник. Почему-то он уверен, что в 2012 году такого не будет.
Вера Лекарева («СР») поинтересовалась, как идут дела в тех 14 русских школах, которые принадлежали Минобороны — там учились дети военнослужащих с военных баз РФ на территории стран СНГ: как известно, при переходе армии на новый, вахтовый метод службы за рубежом, военное ведомство решило эти школы закрыть за ненадобностью. Но, благодаря усилиям Россотрудничества и МИДа, рассказал г-н Мухаметшин, удалось убедить президента дать поручение подумать еще раз: ведь эти школы были центрами пропаганды русского языка и русской культуры, там учились не только дети военнослужащих, но и дети наших соотечественников. И вот учредителем этих организаций в Казахстане, Украине, Армении, Киргизии и Туркмении, и собственником принадлежащего им имущества стало агентство — там пришлось создать специальный отдел и вплотную заниматься «непрофильной работой».
По ходу дела выяснилось стыдное. Очень стыдное. Вячеслав Кущев («ЕР») поведал, как во время командировки в Германию он видел «памятный трехсторонний мемориал, посвященный победе объединенной армии России, Пруссии и Австро-Венгрии над наполеоновскими войсками. Немецкая и австрийская сторона покрыты сусальным золотом, а наша, российская — с 1943 года разрушена»... Занимается ли Россотрудничества сохранением памятников российской истории и культуры за рубежом? — спросил депутат.
Из слов г-на Мухаметшина следовало, что сусального золота российская сторона памятника в Германии если и дождется, то не скоро. Два года назад, сказал он, мы составили перечень такого рода объектов (их около 200), и при поддержке МИДа вышли с соответствующими предложениями в правительство. Но после долгих согласований в этом году правительство распорядилось так: дело, мол, хорошее и правильное, занимайтесь, но «только за счет средств, которые агентство зарабатывает само за рубежом». «Таким образом, мы начали с малого, — продолжал чиновник, — на этот год составили список из 12 небольших объектов» (заработали, выходит, на русском языке мало). А на 2012 год запланировано привести в порядок памятников на 103 тысячи долларов. «Не больших» памятников.