Редким по нынешним временам ударным трудом отметили коммунисты Башкирии приближающуюся очередную годовщину великого октября. В светлый (или, может быть, темный?) день праздника хэллоуин вождь мирового пролетариата Владимир Ленин не только вновь появился в Уфе в виде памятника, но и попутно одержал победу над символом капитализма чупа-чупсом.
Вы уже запутались? Тогда еще раз и с подробностями. На закате советской эры памятник Ильичу в центре Уфы ввиду его ветхости отправили в Ленинград на реставрацию. Но тут в России случилась антикоммунистическая революция. И на пустующий пьедестал вождя водрузили огромный шар, который в народе сразу же прозвали чупа-чупсом. Но в 2011 году для этого буржуйского символа неожиданно «пришел последний день». Как вы уже поняли, статуя Ленина вернулась в Уфу из питерской ссылки и вновь стоит на своем прежнем постаменте.
У неожиданного триумфа вождя большевиков в одной отдельно взятой российской республике есть понятная лишь знатокам местного политического закулисья аппаратная подоплека. Бывший многолетний лидер Башкирии Муртаза Рахимов очень не любит своего сменщика на этой должности Рустэма Хамитова. Вы говорите, что из отправленных на пенсию политиков вообще мало кто любит своих преемников? Согласен. Но дело в том, что экс-президент Рахимов не простой политический пенсионер.
В свое время под контролем президентского сына Урала оказался самый важный экономический актив республики — башкирский топливно-энергетический комплекс. Несколько лет назад федеральный центр заставил Рахимовых этот актив продать. Но деньги от продажи оказались вовсе не в республиканском бюджете, как меня в ходе интервью в 2009 году убеждал сам Муртаза Рахимов. Кругленькая сумма приблизительно в 63 миллиарда рублей находится в распоряжении благотворительного фонда «Урал». А руководит «Уралом», как вы, наверное, уже догадались, не кто иной, как Муртаза Рахимов.
У кого есть деньги, у того есть власть. Муртаза Рахимов сейчас активно пытается играть роль теневого руководителя республики. Рустэм Хамитов, естественно, не менее активно сопротивляется.
Вы не понимаете — при чем здесь Ильич? Объясняю. Бывший член КПСС Муртаза Рахимов коммунистов не жаловал и не разрешал им вернуть памятник на место. Бывший член КПСС Рустэм Хамитов играет на контрасте.
Как сказал мне заместитель руководителя администрации республиканского президента Аббас Галлямов: «Важнейшим отличием политики нового президента Башкортостана от политики его предшественника является отказ делить общественность на лояльную или нелояльную, хорошую и плохую.
Представители любой идеологии имеют право в рамках закона выражать свою позицию всеми доступными способами — власть им мешать не должна. Именно поэтому администрация президента не стала возражать против возвращения наконец-то найденного памятника. Президент республики с памятниками не воюет».
Фраза звонкая, спору нет. Но вот насколько оправданна такая позиция? Сотни, может быть, даже тысячи статуй Ленина с центральных площадей российских населенных пунктов никто не убирал. И можно ли, положив руку на сердце, сказать: это сделало жизнь в этих местностях хуже? Или должен ли настоящий демократ испытывать моральные страдания, проезжая каждый раз по Ленинскому проспекту в Москве? Лично я, если и испытываю моральные страдания на этой магистрали, то от пробок, а не от ее названия.
Но давайте немного логически протестируем позицию башкирских властей. В современном российском коммунистическом пантеоне Сталин занимает как минимум равную позицию с Лениным. Генсек Зюганов недавно написал: «Сталин был великим революционером потому, что был великим патриотом, ровно как и наоборот». И давайте допустим, что окрыленные успехом уфимские коммунисты выступят с новой инициативой — восстановить в городе памятник Сталину.
Как на это должна реагировать власть? Согласиться и тем самым оскорбить память миллионов жертв политических репрессий? Отказать? Но на каком основании? На том, что на руках Сталина больше крови, чем на руках Ленина? Но вот кто это сказал? В ходе Гражданской войны с благословения вождя в массовом порядке совершались просто чудовищные зверства.
Признаюсь: у меня нет ответов даже на десятую долю тех вопросов, которые вызывает возвращение статуи Ленина на постамент. Я уверен только в одном: событие в Уфе очень точно характеризует нынешнее состояние российского общества.
Спустя 20 лет после падения коммунистического режима в нашей идеологической сфере по-прежнему царит полный вакуум. Мы не очень понимаем, какой строй мы строим или хотим построить. В Америке есть признаваемый большинством общества базовый набор политических ценностей. У нас не просто нет такого набора. У нас нет даже убежденности, что он в принципе может или должен существовать в демократическом государстве. Неформальным лозунгом эпохи является сочетание несочетаемого. В головах людей почтение к имперскому орлу соседствует с почитанием серпа и молота. Можно быть убежденным сторонником левых идей и при этом восхищаться принципом «православие—самодержавие— народность».
Во времена всевластия Бориса Березовского в наших властных структурах ходил, если помните, такой анекдот: входящему в парилку олигарху вежливо советуют: «Борис Абрамович, вы либо трусы наденьте, либо крестик снимите!» Если бы дело происходило в 2011 году, то я бы посоветовал герою анекдота ответить так: «Спасибо, но мне и так хорошо!»