«На самом деле идея создать в родном селе музей принадлежит моему отцу, — рассказал „МК“ старший сын Виктора Степановича, Виталий Черномырдин. — Для этого он еще в 2006 году приобрел брошенное здание райкома КПСС, которое сам же когда-то строил. Он планировал передать музею свою коллекцию из 22 уникальных автомобилей, но не успел осуществить замысел».
После смерти бывшего премьера семья захотела воплотить этот замысел, но сделать не просто музей, а именно музей Черномырдина. На семейном совете решили передать музею не только машины, но и коллекцию оружия, картины, награды и архивы Виктора Степановича.
Идею одобрил и продвинул губернатор Юрий Берг. «Я рассказал о проекте Владимиру Путину, и он с такой теплотой его принял, что к делу подключились Зубков и Миллер», — рассказывает Берг.
А когда за дело взялся «Газпром», выяснилось, что музею будет тесно в здании, приобретенном Черномырдиным. Его площадь — всего 800 квадратных метров. Решили разместить в нем администрацию мемориала, а рядом построить здание в 10 раз больше — от 7200 кв. м. В нем будут не только выставочные залы, но и кинотеатр на полтысячи мест, кафе, залы для клубов и внешкольного обучения.
Кстати, на данный момент музейное здание возводится за счет средств фонда Черномырдина и отчасти при поддержке региональных властей. Никаких средств газовый гигант пока не вкладывал.
Помимо Черномырдина экспозиция будет посвящена и... пугачевскому бунту, который происходил в этих краях.
Как сообщил «МК» директор музея Андрей Сорокин, правительство России уже подарило будущему мемориалу кабинет Черномырдина в Белом доме, который, как утверждается, оставался нетронутым с момента его отставки с поста премьера. Весь интерьер будет вывезен в Черный Отрог и там воссоздан, подобно тому как в президентских центрах США воссоздаются их кабинеты в Белом доме.
Коллекция автомобилей расположится на
Концепцию музея разработал доктор искусствоведения Алексей Лебедев. «Таких музеев в России еще не было. Были либо исторические, либо мемориальные. А этот — историко-мемориальный, поскольку судьба Черномырдина слилась с судьбой страны. Музей должен стать градообразующим предприятием, дать сотни рабочих мест и способствовать развитию туризма в регионе». Без туристов действительно не обойтись, поскольку все жители села (их полторы тысячи) смогут посетить музей и изучить экспозицию за несколько дней, а здание простаивать не должно. Чтобы не пустовали конференц-залы, уже решено, что там будут проводить газпромовские мероприятия.
Музей станет уже вторым градообразующим предприятием. Первое — агрохолдинг Виталия Черномырдина, который производит зерно, молоко и мясо и на котором работает почти все население. Но он не опасается, что рабочие руки перебегут с его фермы в музей отца. «Конкуренции за рабочие руки не будет. Мы построим дома всем необходимым для музея специалистам, и желающих к нам переехать будет достаточно».