Объясняя, почему выбор британских ученых пал именно на Навального, известный специалист по российской политике и экономике доктор Дэвид Вудраф назвал Алексея “суперблогером, аудитория которого в Интернете приближается к миллиону человек и деятельность которого оказывает огромное влияние на российское общество”.
Для лекции была выбрана одна из самых просторных аудиторий вуза, вмещающая 240 человек, однако организаторы явно недооценили интерес публики к россиянину. В зале не было ни одного свободного места. Кстати, как рассказали мне организаторы, еще несколько десятков гостей так и не смогли пробиться в аудиторию и остались за дверями. Большинство собравшихся — молодые люди из России и других стран СНГ, которые, как показали потом их многочисленные вопросы к лектору, прекрасно осведомлены о ситуации на родине.
При виде длинной очереди у входа Навальный, по его собственному признанию, “с трудом подавил желание сбежать”. Но все закончилось благополучно, и, заняв наконец свое место за кафедрой, блогер подробно рассказал собравшимся, почему решил вступить в борьбу с коррупцией в государственных учреждениях, получил поддержку тысяч простых россиян и каким образом организована работа сайта rospil.ru.
“Россия еще никогда в своей истории не была так богата, как в настоящее время, — заявил Навальный, говоривший на хорошем английском, — однако значительная часть этого необычайного национального достояния, получаемого в первую очередь благодаря продаже нефти и газа, разворовывается жуликами и ворами, работающими в государственных организациях. Они крадут это у всех рядовых россиян, у наших детей”.
По его оценкам, расхищается приблизительно пятая часть получаемых страной прибылей, и это возмущает людей. Навальный рассказал, что ежедневно получает массу писем и сообщений с мест о фактах коррупции, “однако на сайт выкладываются только те из них, которые подтверждены серьезными документами и проверены нашими сотрудниками”. Один из последних случаев — история со зданием бывшего венгерского посольства в Москве, которое было куплено президентом фонда “Сколково” Виктором Вексельбергом за 20 млн. долларов, а через несколько дней продано государству по цене, в несколько раз превышающей эту цифру.
Навальный рассматривает сайт rospil.ru не как единственный источник информации по теме коррупции, а как своеобразное шоу, привлекающее внимание общественности к этому важному вопросу. “Мы говорим людям: боритесь с коррупцией, не опускайте руки; ситуация совсем не безнадежна, и реальная борьба приносит плоды”, — настаивает Навальный.
Он также сказал, что участниками коррупционных сделок иногда становятся и иностранцы. Например, некоторые британские банкиры и юридические конторы, участвующие в размещении IPO российских компаний на Лондонской фондовой бирже, нередко закрывают глаза на взятки и откаты, поскольку не хотят рисковать своими высокими гонорарами. “Между прочим, среди российских коррупционеров мне попадались и выпускники LSE, — сказал Навальный, — и, чтобы не опозориться, постарайтесь в будущем не воровать и не нарушать законы”.
Победа над коррупцией в России, по словам Навального, невозможна без существенных политических перемен, и в первую очередь без свободных и честных выборов, а также влиятельной оппозиции. Всем тем, кто на предстоящих в декабре парламентских выборах не находит в бюллетене симпатичную для себя партию, Навальный советует не сидеть дома, а прийти на избирательный участок и отдать свой голос любой партии, кроме “Единой России”. Это исключит возможность использования их бюллетеней в поддержку “ЕдРа” и затруднит подтасовку результатов выборов.
На вопрос, не боится ли он личной мести со стороны коррупционеров, Навальный признался, что эта проблема больше тревожит его жену, чем его самого. Вместе с тем он понимает, что люди, борющиеся с коррупцией в регионах, находятся в большей опасности, чем те, кто занимается этим в столице.
Что касается его личных доходов, то, по словам Навального, он по-прежнему занимается адвокатской практикой и живет на гонорары от этой деятельности.
После лекции, которая закончилась поздно вечером, многие слушатели еще какое-то время обменивались впечатлениями на университетском дворе. Почти все, с кем мне удалось поговорить, разделяют тревогу Навального по поводу охватившей Россию коррупции и приветствуют его усилия по борьбе с ней. “Алексей прав, коррупция захлестнула Россию, а власти борются с ней в основном только на словах, — сказал молодой москвич, который после окончания LSE остался работать в одном из лондонских банков, — коррупционеров из высшего эшелона госаппарата никто не трогает”.
Студентка LSE из Индии рассказала, что читала о Навальном в английской прессе и очень хотела узнать подробнее о его работе от него самого. “По-моему, он нашел очень эффективные способы борьбы с коррупционерами, — сказала Жасмин, — у нас в Индии их тоже хватает, и если в борьбу с ними включатся миллионы простых людей — ворам и взяточникам точно не поздоровится”.
А 22 сентября Алексей Навальный выступил в Вестминстере перед депутатами британского парламента.
Лондон