Еще со школьной скамьи все знают: узел, который сложно распутать, можно взять и разрубить. Это эффектно. Народу нравится. Правда, почему-то не принято задумываться, а насколько это эффективно.
Президент Медведев поручил правительству в срок до 15 ноября разработать комплекс мер по прекращению деятельности в России авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. По его мнению, деятельность таких компаний надо прекращать без решения суда.
Эффектно. Главное — до 15 ноября никуда не летать. А уж после — сколько угодно. Все небезопасные компании закроют. (То есть, получается, власти признают, что такие перевозчики сейчас существуют, но почему-то закрыть их нельзя без «комплекса мер». Интересно, кто же создал такую систему?) И опыт подсказывает, как именно будет происходить закрытие без суда. Приходит чиновник к владельцу компании и говорит ему, что всё, мол, долетался — небезопасный ты какой-то. Тот лезет в сейф, достает конверт и сразу становится безопасным. А у кого конверта нет, тому, понятно, небо закроют, будь он хоть трижды надежен.
Первыми прикажут долго жить мелкие авиакомпании. И заплатим за это мы с вами. В прямом смысле заплатим: цены на билеты в отсутствие конкуренции полезут вверх. Про то, что люди из дальних регионов останутся вообще без сообщения с большой землей (крупным перевозчикам такие рейсы невыгодны), можно даже не говорить.
Нет, конечно, президент велел принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства — производителя воздушных судов, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок.
Тоже эффектно. Тут есть маленькая, но очень важная деталь: «независимо от государства-производителя». Россия, по большому счету, уже не делает гражданские самолеты («Суперджет» не в счет, это не самолет, а пиар-проект) — авиапром угроблен «эффективными менеджерами». И власти говорят: а мы вот импортные закупим. Но даже если допустить, что на это выделят деньги, то самолеты мы все равно в одночасье не поменяем. Авиазаводы по всему миру загружены контрактами на годы вперед. Так что быстро мы сможем купить опять же только лайнеры б/у. И уж точно не сможем купить новые аэродромы (на большинство региональных могут садиться только наши самолеты, которые проектировали с учетом местных условий).
Все это называется — синдром простых решений. Раз — и готово. Народу нравится. Эффектно. Неэффективно.