Нынешнее пребывание в России председателя Государственного комитета обороны КНДР (а именно так титулуется официально Ким Чен Ир) началось с посещения Бурейской ГЭС. Там высокому гостю показали специально переведенный на корейский язык фильм об электростанции, а также дали возможность увидеть сброс воды. За этим процессом Ким Чен Ир наблюдал, сидя в тени шатра.
Ясное дело, что вождь КНДР прибыл не только для того, чтобы изучать достопримечательности российского Дальнего Востока. По имеющимся сведениям, Ким Чен Ир планирует встретиться во вторник с Президентом России в Улан-Удэ. С Дмитрием Медведевым он еще не встречался — зато ранее у него было несколько встреч с Путиным. Чему будут посвящены переговоры двух лидеров?
— Две главные темы, — комментирует «МК» Александр ЖЕБИН, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, — реализация трехсторонних экономических проектов с участием России, КНДР и Южной Кореи и возобновление шестисторонних переговоров. Эти темы очень тесно связаны. Помимо чисто экономического значения проектов они будут иметь большое значение для разрядки напряженности на полуострове. Потому что совместная работа над такими крупными и долгосрочными проектами должна привести к повышению доверия между участниками проекта, повышению предсказуемости их политики. В прошлом году отношения Севера и Юга скатились на грань войны — и то, что между двумя странами и Россией возникнут устойчивые транспортные, энергетические потоки, повлияет на позицию двух корейских государств, которые ощутят на себе выгоды многостороннего экономического сотрудничества. И решение — по крайней мере частичное — энергетических проблем КНДР тоже важно. Ведь не секрет, что северокорейцы объясняют свое стремление строить атомные станции отсутствием у них энергоносителей. И это в известной степени так. У них кроме богатых залежей урана нет запасов нефти, уголь — низкого качества. Поэтому получение за транзит газа, электричества и платы за провоз железнодорожных контейнеров помогло бы решению энергетических в первую очередь и других экономических проблем КНДР. И в то же время показало бы, что международное сообщество стремится не свергнуть режим, а помочь ему интегрироваться, стать полноправным членом мирового сообщества. Тем самым были бы во многом сняты те фобии, которые испытывает северокорейское руководство по поводу внешней угрозы. Открывается перспектива возобновления и достижения реального прогресса на шестисторонних переговорах, которые ставят задачу — ликвидацию военной составляющей ядерной программы КНДР.
— А о каких совместных проектах конкретно идет речь?
— Проект постройки газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР предусматривает поставки с 2017 г. 10 млрд. кубометров газа ежегодно. Во-вторых, РЖД вместе с северокорейской стороной уже начата работа по соединению корейских дорог с Транссибом. Этот большой проект позволит сократить путь контейнеров из Восточной Азии в Европу как минимум на пару недель. И, наконец, речь идет о постройке ЛЭП из России через территорию Северной Кореи в Южную. Думаю, что во время встречи президента Медведева с Ким Чен Иром вопросы реализации этих проектов будут обсуждаться в контексте их влияния на снижение напряженности на Корейском полуострове и обеспечения политической и экономической безопасности всех участников этих проектов и соседних стран...
Последний раз бронированный поезд Ким Чен Ира колесил по российским просторам — точнее, по Дальневосточному региону в августе 2002 года. В тот раз он встречался с Путиным во Владивостоке. Но летний вояж Ким Чен Ира на поезде по России 2001 года — это событие вне конкуренции. Путешествие от самых окраин до Москвы и Питера (и обратно) заняло аж 24 дня, с 26 июля по 18 августа. У многих россиян, впрочем, эта поездка вызвала раздражение — так как внесла неудобные коррективы в движение поездов.
Пересуды о том, что Ким Чен Ир вот-вот приедет на своем бронепоезде в Россию, появляются время от времени. В 2006 году ряд СМИ сообщал, что поезд Ким Чен Ира заметили на границе с РФ. Но информация о визите не подтвердилась.
Свежие слухи о предстоящей встрече руководителей двух стран появились еще пару месяцев назад. Но к примерно обозначенным срокам (конец июня — начало июля) ДАМ и Ким Чен Ир не встретились, что опять-таки породило новую волну слухов. И все-таки, выходит, разговоры о визите были не из головы взяты.