Красненькая Речка — самый скандальный с точки зрения избирательных технологий район Питера. После муниципальных выборов 2004 года все бюллетени здесь съели крысы, а в 2009 году прямо перед выборами поменяли номера участков, и найти дорогу к урнам смогли только специально обученные избиратели. Было интересно, что придумают на этот раз.
Несколько избирательных участков расположились в гимназии № 261. Избирателей встречал плакат 2×5 метров — Народный фронт поздравляет детей с Днем знаний и... польский флаг. Триколор над парадным входом настолько выгорел, что голубой цвет стал белым. А народ, как это ни странно для местечковых, да еще и летних выборов, валил валом. К 10.00 проголосовали 70 человек, за следующие полчаса — еще 100.
«Мы сами не ожидали такой активности, — сказал мне член избирательной комиссии Сергей Алексеев. — Приходят даже люди из других муниципалитетов. Мы, говорят, тоже хотим проголосовать за Валентину Ивановну». Алексеев явно лукавил и не выдавал реальный секрет явки. Тут надо сказать, что именно он сдал свой депутатский мандат в этом муниципалитете для того, чтобы назначить досрочное волеизъявление.
Провожу свой экзит-пул. Среди избирателей почти нет людей среднего возраста. Только пенсионеры и подвыпившая молодежь. Пенсионер Владимир Георгиевич Дмитриев и его супруга проголосовали так: «Мы из кандидатов никого, кроме Матвиенко, не знаем. Поэтому проголосовали за нее и еще двух кандидатов, которые первый и второй в бюллетене». Примерно так же отвечали и остальные ветераны. А у каждого в руке была трехцветная ленточка.
А вот из молодых никто не признался в выборе. Зато все очень спешили.
Ключом к разгадке высокой явки оказалась трехцветная ленточка. Ее выдавали на участках. Предъявитель ленточки получал право на бесплатную экскурсию с обедом в Павловск. За школой выстроилась очередь из экскурсионных автобусов, которые заполнялись ветеранами. Кроме того, ленточка служила пропуском для участия в лотерее (главный приз — велосипед). А молодежь предпочитала ее монетизировать возле пивного ларька.
К полудню перед избирательным участком начались еще и 2 шоу — спортивный праздник и концерт.
В муниципальном образовании Петровский проявили меньше выдумки. Там традиционно результат делают курсанты. Они голосовали в школе № 50, на первом и втором этажах. Курсанты Академии Можайского поднимались на второй. Они охотно представлялись и говорили, что проголосуют за своего педагога Вячеслава Матюшина и Валентину Матвиенко, а кому отдавать третью галочку — не знают.
Гораздо более загадочные курсанты голосовали на первом этаже. Приходили строго по трое. Настороженные, замкнутые. На вопросы не отвечали, ускоряя шаг. Местная пресса писала, что на время выборов около 1500 курсантов других академий поселили в тутошние казармы и временно зарегистрировали.
Самым загадочным оказался участок, расположенный в центре образования № 173. В плане размещения участков, преданном гласности за сутки до выборов, его... не значилось. И вот в воскресенье он открылся. Наш корреспондент провел там около часа и не увидел ни одного избирателя. Однако члены комиссии рапортовали о
Независимые наблюдатели предполагают, что именно на таких участках-фантомах и будут производиться вбросы бюллетеней. Кстати, о наблюдателях. Поскольку представителей оппозиционных партий к выборам не допустили (исключение составляет специфический праводел Антон Богатушин, который, как и единоросс Александр Алексеев, досрочно сдал свой мандат в пользу Матвиенко), то и наблюдать за выборами оппозиция не имеет права. Поэтому единственными независимыми наблюдателями оказались журналисты. «На 17.00 в воскресенье нам санкционировали митинг против Матвиенко, — сказала „МК“ депутат Госдумы Оксана Дмитриева. — Это сделано с умыслом. Конечно же, все журналисты уйдут с участков, чтобы осветить митинг. И в урны можно будет бросать все что хочешь».
Это подозрение привело к парадоксальной ситуации: эсеры обратились к журналистам с просьбой... не посещать их митинг. А оставаться на участках и смотреть за урнами. Кроме того, Дмитриева сообщила, что милиционеры забрали