8 июля, подводя итоги весенней сессии Госдумы, председатель “СР” Николай Левичев озвучил любопытную версию сценария грядущей избирательной кампании. “Я тоже не сразу понял, куда идет дело”, — сказал он, имея в виду мощную раскрутку ОНФ. По этой версии, в самом начале сентября на съезде “ЕР” будет произведен полный, так сказать, ребрендинг “Единой России”. Главное — успеть к 17 сентября, чтобы Минюст смог зарегистрировать новое название партии перед подачей в Центризбирком списка организаций, имеющих право на участие в выборах. Помните, Владимир Путин недавно на заседании координационного совета Фронта сказал, что предвыборный съезд “ЕР” состоится 3–4 сентября?
А еще эмблема Фронта: почему она выглядит как галочка, которую ставят в бюллетене для голосования? Этот символ часто используется политтехнологами, напомнил Левичев. В результате 4 декабря граждане получат бюллетени, где увидят эту самую “галочку” вместо “медведя” и слова “ОНФ ВВП” вместо “Единая Россия”. Это будет “вечно юная партия в новом обличье, медведь в овечьей шкуре” — пророчил руководитель “СР”.
Зачем такие сложности? Чтобы из выборов сделать “полномасштабный референдум о доверии национальному лидеру”, и потом, узнав результаты, 5 декабря объявить о кандидате номер 1 в Президенты РФ.
На вопрос корреспондента “МК”, как в таких условиях (если сценарий реализуется) будут строить свою кампанию справороссы, набившие руку на критике “Единой России”, лидер фракции Сергей Миронов сказал: “Председателю правительства наша партия оппонировала давно, мы не голосовали за бюджет, внесенный в Госдуму за его подписью, мы абсолютно расходимся с Путиным по вопросу о прогрессивной шкале налогообложения”. Так что, подвел итог экс-спикер, “для нас принципиально ничего не поменяется — оппонировать партии власти или ее руководителю”…
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков на просьбу “МК” прокомментировать возможность переименования “ЕР” в ОНФ ответил лаконично: “Считаю, это невозможно”. Замсекретаря президиума генсовета “ЕР” Юрий Шувалов заявил “МК”, что для смены названия партии нет предпосылок, но подчеркнул, что это его личная точка зрения: “Взаимодействие ОНФ и “ЕР” — это стратегическое взаимодействие широкой коалиции общественных сил, и в комплексе — это решение вопроса о представительстве членов партии и беспартийных граждан в Госдуме. Говорить об изменении названия “ЕР” и таким образом путать людей, которые пришли в ОНФ, а не в партию, неправильно”. Руководитель Общественного совета при президиуме генсовета “ЕР” Алексей Чеснаков объяснил заявления справороссов так: “Эта партия теряет избирателей, о чем свидетельствуют последние опросы общественного мнения, и, поскольку своей стратегии и идеологии у нее нет, она пытается привлечь к себе внимание, придумывая стратегию и идеологию для “Единой России”.
А вот секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов считает, что версия Левичева “имеет право на существование — уж слишком активно идет кампания по замещению в умах избирателей “Единой России” — ОНФ”. И “чисто теоретически”, полагает он, реализовать сценарий вполне возможно. Но “организационно-политические издержки такой дуриловки” могут оказаться слишком велики: сейчас в ОНФ вступают беспартийные, представители разных организаций, коллективы, и это виртуальное нечто представляет себя как коалицию партии и беспартийных. А если ОНФ станет партией — что, все эти “члены ОНФ” обязаны будут в нее вступать?
Член ЦИК Елена Дубровина заявила “МК”, что единороссы вполне имеют право переименоваться уже после официального старта избирательной кампании. Правда, есть ограничения по срокам: “Партия не может переименовываться после представления в ЦИК списков кандидатов в депутаты. А до этого переименование укладывается в рамки закона. В случае если партия принимает на съезде решение сменить название, она должна подать соответствующие документы в Минюст, чтобы тот внес изменения в реестр. Максимальный срок, который отводится на это, — месяц (в случае с “ЕР” Минюст наверняка будет готов внести правку в реестр в считанные дни. — “МК”). Что касается проверки численности партии, то Минюст должен ее проводить в случае реорганизации политической силы (например, слияния с другими), но не в случае смены названия. Что касается того, становятся ли беспартийные лица, присоединившиеся к ОНФ, автоматически членами партии, то нет, не становятся. Для этого им нужно будет написать отдельное заявление о вступлении. Но в итоге возникнет путаница понятий: будет незарегистрированная организация ОНФ, к которой присоединились различные юрлица, и одноименная партия”.