Если кто-то до сих пор сомневается, что Владимир Владимирович Путин — подлинный национальный лидер, бери больше — отец нации, то он должен внимательно прислушаться к аргументам Леонида Рыбаковского, главного научного сотрудника Института социально-политических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области демографии сопоставил результаты кампаний по массовым родам 1987 и 2007 годов. Выяснилось, что в оба этих года был резкий всплеск рождаемости. В первом случае, если верить Рыбаковскому, успех демографической политики партии и правительства объясняется лозунгом Михаила Горбачева от 1986 года “Социализму — человеческое лицо”. Женщины поверили и через 9 месяцев — в 1987 году — обеспечили последний, не побитый до сих пор рекорд — более 2,2 млн. младенцев. А ведь тогда думали, что все дело в увеличении детских пособий.
Ситуация зеркально повторилась в 2006 году, когда президент Владимир Путин объявил о даровании роженицам 2-го и последующих детей “материнского капитала”. И вновь искомый результат — в 2007 году рождаемость в среднем повысилась на 8,8%. Причем, как подсчитал демограф, она стала расти именно с марта-апреля, когда стали истекать первые 9 месяцев с момента первых вдохновленных майским заявлением Путина зачатий.
С того времени “материнский капитал” стал уже привычным. В кризис даже разрешили одновременно брать из него на личные нужды рожениц до 12 тыс. рублей. Но, как подметил Рыбаковский, а также ряд его коллег, монетарный фактор стимулирования рождаемости неуклонно ослабевает. Так, в прошлом году ее прирост ограничился всего лишь 3%. А в первые пять месяцев этого года отмечен вообще спад в более чем 2%. Причина — старение рожениц. В среднем по России первого ребенка рожают в 25 лет, а в Москве и Петербурге — далеко за 30. Тут третьего ребенка точно не дождешься. Поэтому и Народному фронту вчера предложили следующие немонетарные методы стимулирования рождаемости — ранние браки (точный возраст, впрочем, указан не был, так как это необходимо решать на уровне регионов), а главное — всеобъемлющую пиар-кампанию в поддержку трех и более детей в семье. Впрочем, за третьего ребенка необходимо платить все же больше, чем за второго.
“Фронтовики” должны проследить за исполнением.
Не обошли и пенсионную проблему. Но тут Татьяна Голикова настоятельно рекомендовала “фронтовикам” на корню пресекать любые разговоры на эту животрепещущую тему. Правительству нужно еще года два, чтобы определиться с концепцией пенсионной реформы. А пока рассуждения на темы возможного повышения пенсионного возраста и монетарной составляющей, по Голиковой, просто вредны для общества, так как его беспричинно возбуждают.