Первые после «тандема»

Рейтинг влиятельности чиновников

Гегемония премьера и президента в российской политике ни у кого не вызывает сомнений, однако есть целый ряд «актеров второго плана», влияние которых на принимаемые решения весьма велико.

Рейтинг влиятельности чиновников

тестовый баннер под заглавное изображение

Журнал «Профиль» представил рейтинг влиятельности российских чиновников. Эксперты попытались оценить способность того или иного официального лица повлиять на курс государства.

Безусловным лидером рейтинга стал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин - человек, в чьих руках находятся государственные финансы. Он не сдает свои позиции уже несколько лет. И в последнее время министр лишь набирает дополнительные очки.

Финансовое положение России весьма устойчиво из-за высоких цен на нефть. Дефицит бюджета по итогам года ожидается всего в 1,3% ВВП. При этом первые пять месяцев этого года бюджет верстается с профицитом в 1,8% ВВП. Но главное, чего смог добиться Кудрин, - это успешно защитить дополнительные нефтегазовые доходы бюджета от многочисленных лоббистов.

Не менее весомыми выглядят и успехи Минфина в борьбе с монополистами. Мало кто сомневается, что налоговая нагрузка на "Газпром" существенно вырастет в ближайшие три года. Правительство активно прорабатывает вопрос об ограничении роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции.

Кудрин пользуется поддержкой не только российской политической элиты, но и международных финансовых кругов. Позиции министра настолько крепки, что устранение его и его аппарата может вызвать финансовую дезорганизацию и изменение оценок кредитоспособности и инвестиционной привлекательности страны, полагают аналитики.

Второй эшелон влиятельности составляют вице-премьеры Игорь Сечин и Сергей Иванов. Они держатся на плаву не за счет своих профессиональных качеств, а за счет принадлежности к команде премьера Путина. И поэтому их позиции, по мнению экспертов, не сильно ослабляют даже очевидные просчеты и неудачи.

Тем не менее Сечин, курирующий ТЭК, получил в последнее время сразу несколько чувствительных ударов. Во-первых, из-за президентского распоряжения убрать чиновников из советов директоров компаний с госучастием он вынужден был покинуть "Роснефть". Во-вторых, сорвалась сделка между той же "Роснефтью" и ВР. Причем, сорвалась фактически из-за просчетов, допущенных при ее подготовке. В-третьих, страну с начала года сотрясают топливные кризисы. Но неудачи не нанесли серьезного урона имиджу Сечина.

Схожая ситуация и у Сергея Иванова. Несмотря на публичный нагоняй от президента Медведева за срыв гособоронзаказа или провальный проект ГЛОНАСС, вице-премьер крепко сидит на своем месте. В ответ на критику он лишь уволил нескольких военных чинов и глав оборонных предприятий.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в отличии от своих коллег никаких крупных проколов не допустил. Он по-прежнему возглавляет массу проектов - от координации работы экспертных групп над "Стратегией-2020" до разработки новых правил техосмотра автотранспорта. Со всеми этими поручениями Шувалов справляется довольно успешно, чем делает свое положение достаточно прочным.

Стабильна и позиция министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. Она не самый сильный аппаратный игрок, поэтому в основном старается заниматься вверенным ей участком работы, а экономическое положение в стране сейчас стабильное - рост ВВП за первые четыре месяца составил почти 4%, промышленность выросла на 5,5%. Аналитики также отмечают, что Минэкономразвития часто аргументированно и небезуспешно возражает Минфину. В конце мая МЭР получило важное право требовать отмены ведомственных актов, оказывающих избыточное регулирующее воздействие на бизнес, что также свидетельствует об определенном укреплении аппаратных позиций Эльвиры Набиуллиной.

Сильно положение и помощника президента Аркадия Дворковича. Он в силу своей должности не имеет каких-либо значимых формальных полномочий, зато вовсю работает "мозгом" и "рупором" Дмитрия Медведева. Его либеральные взгляды и идеи несколько скрашивают суровую реальность и служат катализатором для реформ.

Глава Центробанка Сергей Игнатьев и команда его весьма деятельных заместителей во главе с Алексеем Улюкаевым не только не теряют влияния, но и набирают его. Связано это с тем, что ЦБ отводится особая роль в борьбе с инфляцией. А сдерживание роста цен является на сегодня одной из главных макроэкономических задач. Кроме того, продолжается "зачистка" банковского сектора, откуда продолжают выдавливать различные неблагонадежные структуры.

Эксперты отмечают резкое усиление позиций Дмитрия Панкина. До апреля 2011 года он был "простым" замом Кудрина, а теперь возглавляет Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая становится мегарегулятором финансового сектора (напомним, сейчас происходит слияние ФСФР с Федеральной службой по страховому надзору). Панкин не выглядит случайным человеком на должности главы мегарегулятора. У него идеальная по нынешним временам биография: родился в Ленинграде, окончил Ленинградский государственный университет, в начале 1990-х несколько лет проработал в мэрии Санкт-Петербурга.

Сергей Собянина родился вовсе не в северной столице. Однако это не мешает ему оставаться в обойме государственных топ-менеджеров. Многие сомневались, что он сможет успешно работать в Москве из-за саботажа лужковской команды. Прошло время и стало очевидно, что Собянин взял столицу под контроль. На ключевых постах находятся новые люди, перераспределение собственности идет полным ходом, причем без каких-то особых эксцессов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру