Когда президент Медведев объявил, что у него есть два предложения — или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан, я решила, что на него снизошло озарение.
Сейчас, когда Дума утвердила новый закон о техосмотре, разработанный под флагом того президентского заявления, я понимаю, что никакого озарения не было. Вместо озарения была работа лоббистов. Серьезная работа, организованная, как я понимаю, страховыми компаниями, которые решили расширить свою деловую активность за счет развития нового направления — пунктов техосмотра.
По новому закону страховку ОСАГО можно будет приобрести только пройдя техосмотр. Я совершенно уверена, что страховые компании быстро наладят дело так, что техосмотр нужно будет проходить в определенных точках, потому что “другим мы не доверяем, мало ли что, а здесь хорошие мастера, мы давно с ними работаем, нет, вы, конечно, можете пройти техосмотр где угодно, но тогда мы не сможем застраховать вас по выгодному тарифу” и т. п. Поэтому чтобы застраховаться в надежной компании, нужно будет сначала позвонить туда и узнать, где пройти техосмотр. И заплатить цену, которую там назовут.
Новый закон о техосмотре предоставляет страховым компаниям широчайшие возможности для монополизации бизнеса под названием “техосмотр”. Ради этой монополизации, видимо, все и затевалось.
Пытаясь найти объяснение необъяснимым событиям, французы говорят: “Ищите женщину”. У нас все проще. Никаких женщин, все необъяснимое объясняется деньгами. Надо только понять, кому они пойдут.
Монополизация техосмотра страховщиками — одно из возможных объяснений апрельского выступления президента, воспринятого мною как озарение. Но у него могут быть и другие объяснения, другие выгодоприобретатели и другие схемы, о которых неискушенный человек не может даже догадываться.
Дело, впрочем, не в схемах. Мне, в общем-то, безразлично, кто пропихнул этот новый закон и кто на нем в итоге наварится. Не безразлично другое. Небезразлично, что у духоподъемного выступления президента была некая подоплека и сторонние вдохновители. А то, что они были, сейчас уже ясно как день, поскольку новый закон ни в малой степени не соответствует благим пожеланиям, которые выражал в апреле президент Медведев.
Техосмотр не отменен, и он не стал заявительным и беспроблемным. Для граждан все осталось по-прежнему, только цена выросла. Раньше две тысячи рублей платили гаишникам, чтоб получить талон техосмотра без техосмотра, а теперь это будет его официальной базовой стоимостью. Вот вся разница.
Стоило ради этого затевать весь сыр-бор с новым законом? Конечно, нет. Цену могли повысить и в рабочем порядке, для этого не требуется утверждения в трех чтениях.
Изменения в закон о техосмотре на самом деле вносились не для того, чтоб облегчить жизнь автолюбителям. У них была другая цель — перенаправить финансовые потоки в интересах крупного бизнеса.
Чтоб их перенаправить, крупный бизнес привлекал депутатов и президента, что мне как гражданину не очень приятно. Хотя не могу сказать, что меня это сильно расстраивает. Власть и деньги неразрывно связаны в нашей стране, это такая же реальность как закат солнца. Мне лишь обидно, что тогда — в апреле — я решила, что на президента Медведева снизошло озарение.
“Балда балдой, — говорю я себе. — Ну сколько можно верить в чудеса? “