На карте России, которую приготовило для Зубкова МЧС, полно красных пятен. Это горящие регионы. “Всех краснее Ханты-Мансийск, Красноярск, Иркутск, — рассуждает вслух, осматривая карту пожаров, первый вице-премьер. — Беда пошла в Коми, Архангельск, Карелию. Заходит в Омск, Оренбург”. У руководства Росгидромета — своя карта, на которой куда более обширная красная зона, захлестнувшая весь центральный округ. Это то, что должно загореться, предупреждает замглавы ведомства Валерий Дядюченко. “В Московской области пока ни одного пожара, но высокая потенциальная опасность — низкая влажность и высокие температуры, — говорит чиновник. — Степень опасности по области достигает пятого класса в Посадском районе, но ситуацию могут спасти осадки”. А могут и не спасти.
С начала этого года в стране зарегистрировано 11,7 тыс. пожаров, на которые МЧСники вылили 7 тыс. тонн воды. Однако огнем все же пройдено 753 тыс. га — в три раза больше, чем год назад (246 тыс. га). Причины очередной катастрофы Зубков называет следующие — жаркая погода, которую в горящих регионах не ждали, “неконтролируемый отдых” населения и сжигание травы в интересах сельского хозяйства. И во главе угла — безалаберность чиновников, на которых пожары опять упали как снег на голову.
Ряд глав муниципалитетов сбежали от пожаров на курорты, рассказал Зубков. “Ушел в отпуск — и трава не расти”, — хмурится он. Отличились далеко не только муниципалы: в очередной раз досталось Минприроды, главу которого накануне уже ругал президент, а также Минобороны. Эти министерства плохо контролируют свои территории и не взаимодействуют с регионами. Так, у Минприроды опять горят заповедники (38 из 140). А из непотушенного “Мещерского”, что во Владимирской области, пожар перетек в соседнее Подмосковье.
Юрия Трутнева не было, так что досталось его заместителю Сергею Донскому. “Не поехали тушить, ни людей, ни техники не отправили! — отругал Зубков. — Как можно так относиться к госсобственности? А ведь говорили об этом всю зиму! Разберитесь, накажите, замените там директора! “
Региональными чиновниками зам Путина был недоволен еще больше. В ряде регионов до сих пор не озаботились разработкой сводных планов тушения. “Как тушить, если не можете на бумагу даже положить? “— не понимает Зубков. У глав других регионов на бумаге все хорошо, а на практике — нет. “Многие губернаторы мотопомпы, бочки всякие заказывают. Но это все должно работать в лесах, а не на бумаге! “— взывал чиновник.
Масла в огонь подлил глава Рослесхоза Виктор Масляков. По его словам, региональные чиновники занижают площади пожаров. Но их удается раскусить при помощи космической съемки и данных волонтеров. В Якутии, говорит он, чиновники “вообще не обращали внимания на лесное хозяйство”. Пока оно не загорелось. Ситуация в стране такая, что Рослесхоз предлагает вводить межрегиональный режим ЧС. “Мы боимся, что процессы станут неуправляемыми”, — мрачно заключил Масляков. Регионы же тянут прежнюю песню — опять просят деньги.
Это стало последней каплей. “Какие деньги, о чем вы говорите? Прекратите поджигать, работать надо с людьми, а не деньги просить! “— взорвался первый вице-премьер. По его словам, надо прекратить тушить пожары “из центра”, работать с населением (например, не пускать в леса) и главами муниципалитетов.
Из региональных чиновников Зубков сильнее всех ругал зам главы Ханты-Мансийского округа: в этом регионе сразу тушат только 15% пожаров, а лесов этим летом уже выгорело в 23 раза больше, чем обычно. “Сгорело черт знает сколько, а вы ничего не делаете! — перешел почти на нецензурную лексику Зубков. — У вас деньги есть, у вас все есть! Как вы можете управлять, если у вас даже связь круглые сутки не работает? “
Те, кто продолжит “сжигать федеральные деньги”, лично предстанут перед Владимиром Путиным, обещал первый вице-премьер. И хуже того — будут покрывать федеральные расходы из бюджета регионов. Только подействует ли?”Нож к горлу” чиновников приставляли еще зимой — и опять горим…