Несмотря на ожоги второй степени лица и шеи, а также осколочное ранение в грудь, Салех сам спускался по трапу, выходя из самолета в аэропорту столицы Саудовской Аравии Эль-Рияда в субботу. Король Саудовской Аравии Абдалла ас-Сауд, пригласивший Салеха на лечение, пытался сыграть роль медиатора в конфликте и помирить Салеха с его бывшим союзником, могущественным кланом Ахмар. Однако последние события показали, что ситуация зашла слишком далеко.
Относительно недавно, в середине 90-х годов прошлого века, в Йемене была гражданская война, чуть не развалившая страну на части. Теперь же, после почти 4 месяцев ожесточенных противостояний оппозиции и власти, в ходе которых погибли несколько сотен человек, в Йемене началась новая братоубийственная война, которая ставит под сомнение существование страны как целого государства. В столице Сане, где последние несколько дней гремели взрывы и стрекотали автоматы, вчера прошли бурные празднования по поводу отъезда президента. Город Таиз был покинут полицией и войсками и теперь не подчиняется правительству Салеха. На юго-западе страны стоит бронетанковая дивизия генерала Джебран Яхья аль-Хашеди, который заявил о переходе на сторону оппозиции.
Отъезд Салеха за границу стал поводом для спекуляций на тему: а сможет ли он вообще вернуться в Йемен, если ему пришлось обращаться за медпомощью за границу?”МК” решил выяснить, что думает по этому поводу Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока.
— Как вы думаете, может ли отъезд Салеха привести к тому, что он окончательно потеряет власть?
— Он потерял ее в тот момент, когда ракета “земля — земля”, выпущенная по помещению, где он собрал для мирных переговоров шейхов племен, убила только одного человека. Если бы она всех убила, он бы власть не потерял, а так как эти люди уцелели, его шансы на жизнь приблизились к нулю. Если вы помните, он объявил, что согласен уйти, но хочет решить последние вопросы с руководством конфедерации Хашид. Там собрались все шейхи племен, руководители оппозиционной “Лики Мушатарка”. Салех послал к ним на переговоры своего начальника службы безопасности. Потом по дому, где проходили переговоры, была выпущена ракета. Поскольку прицелились плохо, убили только одного шейха, а все остальные сказали: “Мы поняли тебя, большой начальник”. После этого был обстрелян дворец Салеха, затем оппозиционные племена пошли в атаку на столицу.
— Какие взаимоотношения у клана Ахмар с Салехом?
— Отношений сейчас нет, клан перешел на сторону оппозиции. Салех в основном контролирует силовые структуры, а Ахмар фактически возглавляет племенную конфедерацию Хашид. В общем, получается нормальная средневековая война, только с автоматами и ракетными установками.
— Что касается Сирии, удастся ли президенту Асаду повторить опыт своего отца и задавить антиправительственные выступления?
— Похоже, что не удастся, другая игра. Месяца два продержится. У его отца проблема была только с “Братьями мусульманами”, сегодня поднялась практически вся Сирия, в том числе нет единства и в алавитской элите. Асад полностью отдал власть в руки силовиков, в том числе своему брату Махеру, и это, к сожалению, означает коллапс режима. Все, что там сейчас происходит, это уничтожение, пытки и насилие над мирными гражданами.