Путин напомнил, что российские дороги давно стали притчей во языцех. Государство тратит на их строительство и содержание немалые деньги - 2,7 трлн рублей (с 2002 по 2010 год), а ситуация кардинально не меняется, констатировал он.
По его словам, в ближайшие годы будет выделено еще больше средств: бюджет Федерального дорожного фонда запланирован в 4,5 трлн рублей (2,7 трлн - на строительство, 1,8 трлн - на содержание дорог), региональных фондов - 3,9 трлн.
Премьер отметил, что нужны не отдельные проекты, а качественный прорыв. «В нынешнем году мы увеличиваем финансирование на 40% к 2010 году до 700 млн рублей, - подсчитал глава правительства. - Ресурсы позволяют в течение пяти-десяти лет кардинально изменить ситуацию. Только в рамках федеральных проектов до 2020 года должны построить 18 тысяч км дорог».
Глава правительства подчеркнул, что вопрос не только в количестве, но и в качестве. «Мы должны сделать все, чтобы цены за 1 км дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам, - заявил он. - Выбирая подрядчиков, мы должны ориентироваться не только на цены, но и на их репутацию на рынке, на технологии».
В России появится стандарт - 10 млн рублей за 1 км дороги, информировал Путина глава Минтранса Игорь Левитин.
Путину показали в Твери новый битум, которым можно покрывать даже «танцующие мосты», но внедрить его нельзя. «Поскольку материал не значится в ГОСТах, начнутся хождения по инстанциям, а это круги ада, - констатировал премьер. - Замучаешься согласовывать».
Разработку стандартов решено отдать Федеральному дорожному агентству. Ранее эта функция была закреплена за Минтрансом, потом отошла регионам, но те не справились.
Премьер также упомянул проблему землеотвода. «Только запроектировали дорогу, уже участки скупают, чтобы потом государству продать. Кто скупает? - задался вопросом премьер. - Понятно, не простые люди, а те, кому известно о грядущей стройке». Путин наверняка имел в виду Софийский проспект в Петербурге - городу пришлось заплатить несколько миллиардов рублей за землю, что сопоставимо со стоимостью непосредственно стройки.
Как вариант - Минтранс предложил резервировать землю под строительство дорог.
Но главное, необходимо разделить стоимость подготовки строительства (выкуп земель, перенос коммуникаций - от 20 до 60% в стоимости дороги) и непосредственно саму стройку. «Мы единственная страна в мире, где эти статьи не разделены», - отметил вице-премьер Сергей Иванов. Раздели расходы и золотые по стоимости российские дороги могут приблизиться к европейским - подрядчиков контролировать будет проще, считает Иванов.
У Путина нашелся свой стимул для подрядчиков: строить дорогу и полностью отвечать за ее эксплуатацию будет одна организация. «Это должно искоренить психологию временщиков, - объяснил премьер. - Подрядчики будут вынуждены строить добротно, чтобы потом не тратить деньги на ремонт». А по монополиям на месторождения песка и гравия вблизи строек ударят упрощением порядка доступа к ним. «В отдельных случаях цены в шесть раз взлетают!» - удивился Путин. Масштабы спекуляции оценить сложно, но они впечатляют. За последние десять лет на российские дороги ушло 34 млн тонн битума и 245 млн кубометров щебня.