Кто-то восхищался “оранжевой революцией”, видя в ней образец гражданского поведения масс. Кто-то, напротив, революцию и всех “оранжевых” ненавидел, полагая, что подобный опыт ни в коем случае не должен повториться за пределами Украины.
А теперь — опыт общения с российскими и европейскими коллегами об этом ясно говорит — Украина стала тусклой и скучной. Считается, что при Викторе Януковиче строится — или даже уже построен — типичный постсоветский авторитаризм. Нечто среднее между российским режимом Владимира Путина и белорусским — Александра Лукашенко. А значит, не на что надеяться и нечем особо интересоваться.
А на Украине тем временем происходят события весьма примечательные. Например, на днях опубликованы очередные данные ведущего социологического центра страны “Социс”, согласно которым рейтинг действующего президента Виктора Януковича упал до 19,6%. (Напомню, во втором туре выборов 7 февраля 2010 года лидер Партии регионов получил 49% голосов. ) При этом Януковичу не доверяют 53% украинцев, а доверяют лишь 27%. По словам директора фонда “Демократические инициативы”, известного социолога Ирины Бекешкиной, год назад — в мае 2010-го — эти показатели были ровно обратными. И что уж совсем интересно: в Донецкой области, которая всегда давала своему кандидату столько голосов, сколько нужно для окончательной победы, доверие к президенту упало с 80% год назад до 50%.
Возможны ли такие рейтинги у Путина и Лукашенко? Наверное, да, но только после их ухода от власти.
Так что Украина, как ни странно, остается демократической страной, где президент не вождь персоналистского режима (как Лукашенко) и не безгрешный монарх, сидящий на заоблачном троне (как Путин). Это просто главный чиновник, и спрос с него соответствующий.
В 2010 году Виктор Янукович добился трех знаковых побед подряд. Сначала выиграл президентские выборы (во многом потому, что экс-президент Виктор Ющенко сделал всё, чтобы на выборах не победила его заклятая союзница Юлия Тимошенко). Затем молниеносно сформировал свое большинство в парламенте и свое правительство во главе с Николаем Азаровым. Наконец, минувшей осенью добился — посредством довольно сомнительного решения Конституционного суда, чья репутация в результате серьезно пострадала, — возвращения к Конституции Украины 1996 года, согласно которой страна является президентской (а не парламентско-президентской, как было решено в декабре 2004 г. ) республикой. Казалось, ничто не остановит нового президента на пути к предельной концентрации власти. Но — вновь не выходит каменный цветок классического авторитаризма, и динамика отношения украинцев к Януковичу об этом красноречиво свидетельствует.
В чем причины драматического падения популярности Януковича и его Партии регионов, рейтинг которой в наши дни не превышает 20%, а ведь это правящая партия? Их несколько.
Первая группа причин — социально-экономические. Более чем на 30% за последние 15 месяцев выросли цены на основные продукты питания, входящие в состав базовой потребительской корзины. Космическими темпами растет стоимость жилищно-коммунальных услуг. С 1 января 2011 г. тарифы на тепло выросли на 35%, с 1 апреля (и это не шутка) на 50% подорожал газ, цена электроэнергии для бытовых потребителей повышена на 100% с апреля и еще, как ожидается, вырастет на 39% с 1 августа. По данным социологического исследования, проведенного киевским Институтом имени Горшенина, уже 56,3% украинцев испытывают проблемы с оплатой услуг ЖКХ. На этом фоне предвыборные обещания Януковича об “улучшении вашей жизни уже сегодня” звучат как откровенное издевательство.
Стремительно рвутся вверх цены на бензин: цена литра АИ-95 на киевских заправках уже достигает 1 евро. Госконцерн “Нефтегаз Украины” попытался было бороться со скачком бензиновых цен путем товарных интервенций, а также производства дополнительных объемов собственного бензина из нефти российского происхождения на Лисичанском НПЗ. Но тут выяснилось нечто удивительное. Во-первых, стартовые цены аукционов “Нефтегаза” превышают сегодняшние рыночные, что обессмысливает интервенции как таковые. Во-вторых, российскую нефть для Лисичанского НПЗ госконцерн закупил не у официального поставщика, а у некоего панамского офшора Solid Corp. S. В результате чего цена нефти оказалась чуть выше мировой. С такими схемами заставить бензин не дорожать не удастся.
Социально-экономические “успехи” нынешней украинской власти особенно впечатляют на фоне масштабной коррупции, которую связывают с представителями ближайшего окружения, членами семьи президента и непосредственно Самим.
Так, только что стало известно, что госкомпания “Черноморнефтегаз” (она подконтрольна министерству топлива и энергетики Украины, возглавляет которое близкий соратник Януковича Юрий Бойко) приобрела за 400 млн. гривен ($50 млн. ) морскую буровую установку, официальная цена которой на международных рынках составляет 250 млн. гривен. За последние месяцы легендарными стали личность и деятельность старого личного друга президента, депутата парламента Юрия Иванющенко, известного в определенных кругах как “Юра Енакиевский”. (В Енакиеве Янукович некогда отбывал тюремный срок. ) Этот человек долгое время не мог получить въездную визу в США. И вот этой весной — получил. Благодаря тому, что пролоббировал (видимо, на уровне президента Украины) интересы одной американской компании, занимающейся поставками украинского оружия в Ирак. А затем, побывав в США, г-н Иванющенко умудрился стать еще и неформальным представителем интересов корпорации Westinghouse, заинтересованной в том, чтобы занять украинский рынок атомных реакторов и ядерных материалов. В результате скорее всего Westinghouse потеснит на этом рынке российский “Росэнергоатом” — всем известно, что “Юра Енакиевский” слов на ветер не бросает. (Это к вопросу об украино-российской дружбе, гарантом которой многие считают Януковича.)
В Киеве нарастают разговоры о том, что президент, убоявшись падения рейтинга, готов пожертвовать правительством Николая Азарова, которого Янукович в последнее время демонстративно ругает, и даже предложить пост премьера номинальному оппозиционеру, лидеру партии “Фронт перемен” Арсению Яценюку. Чтобы таким образом разделить с кем-нибудь ответственность за дальнейшее “улучшение жизни” украинцев. Но едва ли разочарованный народ поверит подобным уловкам: отвечать за последствия своей политики все равно придется президенту. И если год назад в украинских элитах было принято говорить “Янукович — это надолго”, то сейчас у многих растет уверенность, что второго срока Виктору Федоровичу не видать. И пора уже искать преемника, причем не обязательно в Партии регионов.
Но есть еще одна проблема, глубоко субъективная. Которую Януковичу и его команде решить так и не удалось. Это сам способ политического мышления “регионалов”.
В 2004 году “оранжевая революция” была во многом спровоцирована самой предвыборной кампанией Януковича, главный посыл который был: “Как бы вы ни проголосовали, победа будет за нами”. В 2007 г. Янукович, тогда премьер-министр, спровоцировал досрочные выборы и потерял власть, потому что безо всякого толку “наехал” на вполне лояльного ему президента Ющенко, продавив в парламенте закон об урезании и без того не слишком обширных в то время президентских полномочий. Примерно так же команда Януковича действует и сегодня.
Организовав уголовное преследование своих оппонентов — в частности, экс-премьера Юлии Тимошенко и бывшего главы МВД Юрия Луценко, — нынешняя власть добилась печального для себя результата: возрождения политиков, которые еще недавно казались непоправимо дискредитированными. Рейтинг Тимошенко растет, а Луценко, объявивший в тюрьме голодовку, многим уже кажется героем. Хотя в последние годы “оранжевой власти” казался скорее манипулятором, запутавшимся в политических и коммерческих связях.
Но при всем при этом рейтинг самого популярного оппозиционера Юлии Тимошенко тоже не переваливает за 13%. А 40% украинцев заявляют, что не поддерживают ни действующую власть, ни существующую оппозицию.
Это значит, что Украина ждет новых политиков, способных выйти за пределы противостояния “Восток — Запад”, “оранжевые” — “регионалы”. И раз спрос на таких лидеров есть, они вскоре могут появиться.
В общем, следите за Украиной — это снова может стать интересным.