Но если во времена Черчилля “особые отношения” были не разлей вода, то в XXI веке они все чаще напоминают поговорку про табачок врозь. Особенно заметно это стало в ходе иракской войны, которую Лондон хоть и поддержал, но под давлением своего недовольного населения не проявлял большого рвения. У предыдущего британского премьера Гордона Брауна не сложились отношения ни с Джорджем Бушем, ни с Бараком Обамой, а нынешний глава правительства Дэвид Кэмерон начал в прошлом году с того, что заявил: “Наши союзнические отношения… держатся не на слепой лояльности. Это сознательное партнерство, которое служит национальным интересам наших стран”.
Но в сегодняшнем мире, когда надежных друзей у Вашингтона не так уж много, на берегах Потомака, кажется, рады и такому партнеру. По словам ветерана американской дипломатии Генри Киссинджера, “президент едет в Лондон с желанием восстановить уровень конфиденциальности и доверия между руководителями наших стран”. Ожидается, что новый уровень дружбы Обама и Кэмерон продемонстрируют во время шашлыка в саду резиденции премьера на Даунинг-стрит, 10, а позже американский президент выступит перед обеими палатами британского парламента.
Для Обамы, который после убийства Усамы бен Ладена фактически начал свою избирательную кампанию, очень важно, что принимать его будет сама Елизавета II. Королева всегда была необычайно популярна в Новом Свете, а после недавней свадьбы ее внука принца Уильяма ее рейтинги подскочили в Америке до небес. То, что Мишель и Барак Обама будут жить в Букингемском дворце и многократно появятся на телеэкранах в обществе ее величества, может, по мнению пиарщиков президента, положительно сказаться на его имидже.
Но американским налогоплательщикам это пиар-упражнение влетит в копеечку. Президент США отправляется в Европу в сопровождении свиты в 1500 человек. Основное место в ней принадлежит офицерам службы безопасности. Кстати, ездить по Лондону Обама будет в специальном пуле- и бомбонепробиваемом лимузине, который обычно путешествует с президентом.
В понедельник Обама и его супруга заехали в Ирландию, где посетили маленькую деревушку Мониголл. Там сохранился тот самый дом, откуда в 1850 году уехал на поиски счастья в Америку юный сын местного сапожника Фалмут Кирни. Именно к нему восходит одна из линий родословной матери нынешнего президента США. Биографы Обамы подсчитали, что ирландской крови в жилах президента всего 3 процента. Но тем не менее он решил засвидетельствовать почтение своим европейским корням.