В последние недели произошло то, о чем в “Справедливой России” мечтали с момента ее основания: упоминаемость партии в СМИ резко выросла. О партии говорят в транспорте и придумывают слухи. Но вот беда: партийцев сбывшаяся мечта не особо радует. Да и рост упоминаемости не обернулся ростом рейтингов. Наоборот, по данным последнего опроса ВЦИОМ, за эсеров готовы проголосовать лишь 4% избирателей.
За первые 4 года своего существования “Справедливая Россия” заработала имидж такой сонной партии, в которой ничего не происходит. Говорятся какие-то слова о новом социализме, иногда вспыхивают и затухают нестандартные идеи наподобие защиты выхухоли, продвигается невыполнимая программа по сокращению социального расслоения, лидер партии собирает коллекцию минералов. Нет больших взлетов, но нет и провалов. Партия усердно преодолевает 7-процентный барьер на выборах почти всех уровней. Возможно — благодаря административному ресурсу спикера Совета Федерации.
И вдруг все изменилось. Лидер партии Сергей Миронов стал выкидывать коленца. Поссорился с питерским Заксобранием и пообещал сменить власть в городе, чем расстроил губернатора. Неожиданно уступил пост председателя партии Левичеву, довел конфликт со старшими братьями-единороссами до такого градуса, что под ним закачалось и сенаторское кресло.
И о партии заговорили. Но вот о тональности этих разговоров можно судить по такому примеру. На днях Сергей Бабурин сообщил “МК”, что прекратил переговоры с эсерами о вхождении его Российского общенародного союза в “Справедливую Россию”. А на вопрос “почему” он ответил так: “Мне не нравится то, что происходит с эсерами, и объединяться с ними больше нет смысла. Их ждет одно из двух. Либо в сентябре там будут короновать Медведева на пост лидера партии. Но тогда она перестанет быть социалистической, полностью сменит идеологию. Либо партию приговорили к сносу, и ее остатки попытаются подскрести в единороссовский народный фронт”.
Аппаратные версии
В партийном аппарате не особо понимают, что происходит, и в принципе соглашаются с версиями Бабурина. Вообще там, где нет прозрачности, начинают роиться слухи, а система управления и принятия решений в партии эсеров — дело темное. Достаточно вспомнить последний съезд. Для подавляющего числа делегатов весть о том, что Миронов оставляет пост председателя, стала полной неожиданностью. Они были растеряны, некоторые — даже возмущены. Но послушно проголосовали за того, кого назвал Миронов. Не понимая, для чего все это и что будет дальше.
И вот теперь не только рядовые эсеры, но и опытные аппаратчики разделились на пессимистичное большинство и оптимистов, которых меньше. Пессимисты считают, что партию сливают. С кем-то или просто в сливной бачок — не важно.
Косвенным подтверждением этой версии стало резкое сокращение партаппарата. Уволены 60%, остальных “временно” вывели за штат и уже 2 месяца не платят зарплату. А ведь без аппарата побеждать невозможно. Кто займется организацией федеральных выборов? Пока получается, что все пущено на самотек.
“Партию сливают в первую очередь потому, что она перестала быть нужной самому Миронову, — сказал “МК” источник в “Справедливой России”. — Сергей Михайлович играет в какую-то свою игру. Возможно, несмотря на все крики единороссов, он уже договорился с первыми лицами о третьем сроке в кресле спикера Совета Федерации. В этом случае ему нужно только петербургское отделение партии — чтобы преодолеть с ним барьер на региональных выборах и получить сенаторство. А на думских выборах он почтет за благо, чтобы партия провалилась под чутким руководством Левичева и не отбирала голоса у “Единой России”. Ведь партию создавали, чтобы подвинуть коммунистов, но на практике она стала “обворовывать” не их, а “Единую Россию”. Это всех раздражает”.
Напомним, перед тем как слить “Родину” и “Пенсионеров”, сильных, харизматичных лидеров в них заменили на технические фигуры. Вот и сейчас не бог весть какой харизматик Миронов заменен еще менее внятным Левичевым. Аналогия налицо. “Главное, что Левичев не испугает лидера той партии, с которой нас могут слить. Он не украдет у него влияние, не задавит авторитетом и не отщипнет для себя большой кусок власти, с кем бы нас ни слили: начиная от “Единой России” и заканчивая “Яблоком”, — говорит источник в “СР”.
Но остались в рядах эсеров и оптимисты, которые ждут, что на пике противоречий в правящем тандеме эсеров поддержит и возглавит президент. Партия создала, хотя и не смогла зарегистрировать, промедведевское движение “Россия, вперед! “, которое возглавляет Геннадий Гудков, славящий президентскую модернизацию.
Кто кого укусит?
В отличие от романтиков из “Справедливой России” аналитики не верят в союз эсеров и Медведева. Но не разделяют и версию слива партии.
“Не думаю, что Миронов оставил пост председателя партии для того, чтобы его занял Дмитрий Медведев. С точки зрения политического расклада это было бы невозможно, — уверен руководитель Центра политического обучения и консультирования Олег Кудинов. — Идеологически Медведев — совсем правый. Даже правее, чем “Единая Россия”. А эсеры — намного левее “Единой России”. И вот за несколько месяцев до выборов Медведев не успеет стать левым, потому что это бы противоречило всем заявлениям, которые он делал последние 4 года. Другое дело, что Медведев может быть причастен к событиям в стане эсеров. Есть ощущение, что именно команда президента подталкивает мироновцев к тому, чтобы они как можно больнее кусали “Единую Россию”. Президенту может быть выгодно ослабление партии Путина. А поскольку Миронов Путина кусать не хочет — он решил подвинуться”.
Исходя из этой логики, политолог делает вывод: сливать партию эсеров до выборов никто не будет. И, может быть, ей даже помогут административным ресурсом. Команде президента может быть выгодно, чтобы результат единороссов упал где-то до 50%. Ниже — уже опасно. “Поэтому в этой игре и нужен Левичев — человек, который может чуть покусать, но не способен нанести “Единой России” непоправимого вреда. Да и в крайнем случае, если дело зайдет слишком далеко, партия власти все равно назначит себе любой результат, и совершенно не важно, как проголосует народ”.
“Медведев не возглавит “Справедливую Россию”, — категоричен гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. — Это бы означало срезать свой рейтинг на 10–15% и полностью утратить все шансы в борьбе с Путиным. Тандем решит свои проблемы сам и будет использовать для этого только “Единую Россию”. То есть если Путин возглавит списки “ЕР” и партия наберет больше 55% голосов — он получит моральное право идти на президентские выборы. Если нет — они будут решить проблему вдвоем, за чаем. Возможен и запуск механизма конкуренции, когда Медведев и Путин пойдут на соревнование друг с другом. Но в этом случае партии вообще не будут участвовать в процессе. И уж в особенности эсеры тут ни при чем”.
Не верит Бунин и в то, что “Справедливую Россию” сольют. “Я думаю, что эсеры в ближайшее время поглотят никому не нужных “Патриотов России”, и на этом все кончится. С “Яблоком” они слиться не смогут — между лидерами этих партий слишком серьезный конфликт. А альянс с “ЕР” — и вовсе абсолютная бессмыслица. Эсеров для того и создавали, чтобы у нас появилась вторая вменяемая партия. Вторая партия власти. С прицелом на то, что со временем система в стране станет двухпартийной. Какая-то часть истеблишмента действительно настроена на то, чтобы прихлопнуть эсеров. Но вменяемое большинство считает, что, наоборот, необходима конкуренция. Все видят, что происходит в арабских странах, никому не хочется, чтобы такие восстания происходили у нас. Должна быть партия, которая на крайний случай может перехватить инициативу, чтобы не образовался полный вакуум, как сейчас в Египте. Поэтому я не верю, что “СР” решат убить”.
Рогозина не пустили на съезд
Проблема эсеров не только в неопределенности и слухах. Самое страшное в другом. По мере того, как от партии дистанцируется Миронов, в ее верхах разгорается нешуточная борьба за власть. К сожалению, о ее перипетиях готовы рассказывать только анонимные источники.
Начнем с того, что в партию действительно пытался внедриться Дмитрий Рогозин, и это не слухи. И большинство эсеров, узнав, что Миронов может оставить пост председателя, хотели бы именно его видеть во главе партии. Эта идея нравилась и Кремлю. Но… “Рогозина на съезде не было не потому, что мы его не пригласили, — говорит источник в аппарате партии. — Он хотел прийти, но мы его не пустили, заблокировали. Потому что наш аппарат достаточно автономен и выполняет не все пожелания Кремля. Миронов хотел, чтобы его сменил Левичев. Поэтому присутствие Рогозина могло бы нам помешать”.
Накануне съезда эсеров очень осведомленный источник в партии сообщил “МК”, что завтра произойдет серьезное продвижение в партийной иерархии Оксаны Дмитриевой. Оксана Генриховна — депутат Госдумы всех созывов, бывший министр соцразвития, причем она работала в правительстве в допутинскую эпоху, когда питерцы там были в диковинку. Она — человек с амбициями и рассчитывала на продвижение вверх по партийной лестнице. Но наш источник ошибся. Продвижения не произошло, и Дмитриева обиделась даже не на отсутствие своего роста и возвышение Левичева. Она обиделась на то, что ей заранее ничего не сказали. И даже хотела покинуть партию. Миронов уговаривал ее остаться несколько недель — до 1 мая. Уговорил. Но отменить ее плохие отношения с Левичевым не может даже Миронов.
Сейчас у партии есть трое лидеров, которые находятся в диких контрах. Это Левичев, Дмитриева и руководитель аппарата Олег Михеев. Лицо в партии не новое — он депутат с 2007 года, однако его возвышение произошло только в последние месяцы (Олег Леонидович удачно провел в доверенных ему регионах осенние выборы и перед новым годом возглавил аппарат, превратив свою новую должность из технической в политическую). Михеев владеет сетью торговых центров, периодически фигурирует в рейтингах самых богатых людей.
В этом конфликтном треугольнике Дмитриева наименее активна, поскольку в Москве работает мало. Ее задача — обеспечить Миронову победу в Питере, а в качестве ответной любезности Миронов пообещал выдвинуть ее в кандидатом в президенты от партии. Естественно, не факт, что обещание будет выполнено.
Самая серьезная “терка” происходит между Левичевым и Михеевым. “Михеев — человек-результат, — говорит высокопоставленный эсер. — А Левичев осторожен, для него главное, чтобы шел какой-то процесс, а результат нежелателен, потому что как бы чего не вышло. Это два совершенно несовместимых психотипа, поэтому они никогда не договорятся. Но и не смогут съесть друг друга, потому что у Левичева есть власть в партии, а у Михеева есть деньги, нужные партии”.
Пока начальники бодаются, их конкуренты из партии власти объявили, что из рядов “Справедливой России” началось бегство. И это не так уж голословно. Например, на прошлой неделе написала заявление о выходе из фракции эсеров зампред Комитета Госдумы по здоровью Эльмира Глубоковская. Она планирует влиться в путинский фронт. А единоросс Андрей Исаев даже благосклонно пообещал эсерам, что “Едро” готово принять беглецов в свои ряды.
В рядах справороссов это вызвало истерику. “Они начали кампанию по скупке колеблющихся душ, — клеймит позором “медведей” Олег Михеев. — Перед каждыми выборами единороссы покупают оптом и в розницу некоторое количество “диссидентов” в разных оппозиционных партиях, чтобы потом публично, на голубом глазу протрубить о притоке в свои железные ряды “раскаявшихся грешников”. Но наши к ним не идут. Наоборот, переход членов “ЕР” в ряды нашей партии уже стал обычным явлением во многих регионах”.
И здесь один из главных эсеров соврал. Как сообщили в аппарате, эсеры действительно бегут в партию власти. А вот обратные переходы случаются редко и только ради очень большого калача — депутатского мандата.
Потасканная вдова
Интересен взгляд на позиции эсеров из окопа их непримиримого конкурента — “Единой России”. Почему все-таки эсеры бегут в “Едро” и ссорятся между собой, с чем связаны перестановки на их верхних этажах? Этот вопрос мы задали руководителю общественного совета “ЕР” Алексею Чеснакову.
— Мне кажется, у них просто содержательный тупик, — говорит политтехнолог. — Все инициативы, которые имели рациональное зерно, уже вброшены в предыдущие избирательные кампании, и теперь они выдохлись. В последнее время выезжали только на критике партии власти, но и это людям надоедает слушать. Поэтому теперь эсеры пытаются привлечь внимание перестановками фигур. Им кажется, что последние приключения Миронова — хороший повод попиарить партию.
Но главная проблема: они не могут понять, кто они такие? Начинали как вторая партия власти. Потом стали оппозицией. Сейчас хотят заманить к себе президента. То есть это уже опять не оппозиция.
— “Единая Россия” хотела бы поглотить эсеров?
— “Справедливая Россия” — это такая немножко потрепанная невеста на выданье. Я бы даже назвал ее потасканной вдовой. Не знаю, какой интерес у нас объединяться с ней. У других партий, я понимаю, тоже эсеры вызывают не самый большой аппетит. Не самое страстное желание. Эта партия сегодня не способна заинтересовать избирателя. Какой там у них рейтинг, несколько процентов?
Три плюсика
А вот политолог Игорь Бунин не видит ничего страшного в этих 4 процентах, поскольку помимо них у партии еще есть 3 плюса.
Плюс первый. Название. В данный момент россияне испытывают недостаток справедливости, и само слово привлекает.
Плюс второй. Эсеры — партия, приятная во всех отношениях. Таким было “Яблоко” в 90-е. Это — партия, за которую все готовы голосовать вторым голосованием. “То есть, допустим, у меня есть партия, которой я отдам голос, но если бы можно было проголосовать за еще одну — я не против проголосовать за эсеров, — объясняет Бунин. — И вот у такого избирателя что-то в жизни произошло, в день голосования ему испортили настроение. И он решил в последний момент не голосовать за свою партию. Вот такие люди чаще всего выбирают “Справедливую Россию”. Как самую безобидную, как приятную во всех отношениях. Поэтому и получается, что по опросам — 4%, а когда открываются урны, выясняется, что свои 7 или 8% эсеры набрали”.
Плюс третий. Партия эсеров является убежищем для людей, которые не доверяют “ЕР”, но и не хотят коммунизма. “Доля избирателей, которые не хотят голосовать за “ЕР”, растет. По последним опросам — 38%. Мы не знаем, до какого уровня упадет рейтинг партии власти к декабрю, но очевидно, что эсеры в состоянии подобрать голоса, потерянные единороссами. Уверен, что это позволит как минимум преодолеть проходной барьер”, — говорит политолог.
Аукцион мандатов
Видимо, эсеры и сами понимают, что шансы на выборах у партии есть. Но вот проблема: шансы есть, а с деньгами туго. Раньше партию финансировала группа Бабакова. Александр Михайлович — предприниматель, экономист, ведет дела в банковском секторе, много лет руководил инвестиционной компанией, в свое время был во главе совета директоров футбольного ЦСКА. Он заменил Рогозина в “Родине” перед слиянием с партией Миронова. Однако его позиции в последнее время слабели, часть его группы, в которую входило несколько успешных предпринимателей, в пылу политической борьбы съел Левичев, а часть — Михеев. Самого Бабакова подвинули, отменив на съезде его высокий пост первого секретаря. Короче, не дает он больше денег. А у Михеева ресурс не бесконечен. Чтобы как-то свести концы с концами, партия ввела членские взносы. Но проблема не решена. И очень похоже, что для сведения дебета с кредитом эсеры решили слегка торгануть депутатскими мандатами.
В блогосфере появились проекты списков на федеральную кампанию, и выяснилось, что многие уважаемые в партии специалисты, ученые, общественные деятели мимо следующей Думы пролетают. Потому что у них нет толстых кошельков. А придут на их место те, у кого эти деньги есть.
Сейчас у партии есть только два руководителя думских комитетов — Валерий Черешнев (наука) и Елена Мизулина (семья). Чтобы такую должность отдали члену оппозиционной фракции — он должен обладать огромным авторитетом. Но партии эти двое оказались больше не нужны, в новых списках их нет. Зато появился бизнесмен Яков Невелев, владелец банковского, сельскохозяйственного и медиабизнеса Алексей Чепа.
Покинул фракцию Александр Бабаков, спарринг-партнер Путина по дзюдо Василий Шестаков. Но войдет такой серьезный политик, как Олег Нилов, известный тем, что предложил назначить в Питере гей-парад на 2 августа (День десантника). Зато у него есть спонсоры.
Сам Сергей Миронов утверждает, что списки из блогосферы не настоящие. “Я лично буду отбирать кандидатов в депутаты Госдумы и готовить каждого из них к выборам”, — сказал он “МК”.
Однако в мутной воде слухов вокруг “Справедливой России” становится все труднее разобраться, кто говорит правду.
Некоторая ясность относительно судьбы партии наступит уже завтра, ведь она все-таки как-то зависит от того, останется Миронов третьим лицом государства или освободит это кресло. И от того, какие шаги он предпримет в случае отзыва: возьмет мандат депутата Госдумы или сосредоточится на работе за стенами парламента. Или же предпримет спецоперацию по возвращению в Совфед в качестве сенатора от другого региона. Пока об этих планах он молчит как партизан.
Единороссы не имеют большинства в питерском Заксобрании — у них 23 мандата из 50. Эсеры — вторые по численности — 13 мандатов. В этой ситуации вопрос о том, быть Миронову спикером СФ или нет, по сути, будут решать коммунисты и ЛДПР. У Сергея Михайловича остаются считанные часы, чтобы с ними договориться.
А пока на прямой вопрос “МК”: кто проведет следующую пленарку в Совете Федерации (она запланирована на 25 мая), Миронов отвечает так же прямо: “Не знаю”.