О том, что сроки переаттестации придется продлевать, стало ясно еще в апреле, когда глава МВД Рашид Нургалиев сообщил, что на этот месяц переаттестовано только около 200 милицейских руководителей. До 1 июня оставалось полтора месяца и всего ничего непереаттестованных сотрудников — около миллиона (штатная численность сотрудников министерства с 2012 года должна составить 1,1 миллиона). Как пояснял в начале мая член комиссии по внеочередной переаттестации сотрудников органов внутренних дел Анатолий Кучерена, сроки завершения переаттестации могут быть перенесены «из-за большого объема работы». А статс-секретарь замминистра внутренних дел России Сергей Булавин пояснял, что «замыкаться на 1 июня не надо», так как «переаттестация личного состава начнется после назначения всех руководителей региональных органов внутренних дел».
В четверг Рашид Нургалиев так прокомментировал решение президента: «Для нас внеочередная аттестация очень важна, потому что произошедшее не то что смена вывески, а серьезное осмысленное состояние, и мы отбираем самых грамотных и профессиональных сотрудников, объективно изучая каждого».
По словам министра, комиссия при Президенте России — это только первая ступень начавшейся переаттестации, еще предстоит создать комиссии на местах, через которые пройдет более 900 тысяч сотрудников правопорядка. Естественно, для этого понадобится время. «Я поддерживаю позицию президента по продлению сроков переаттестации. Это правильно, и мы еще более объективно и предметно будем изучать каждого, — заявил Нургалиев. — Надеюсь, нам удастся отобрать тех, кто действительно достоин».
По его словам, из уже прошедших переаттестацию 26 генералов МВД поменяли место работы, «поскольку в этом процессе очень важен принцип ротации», хотя «никаких вопросов по службе к этим людям не было», просто они проработали по 5–8 лет на одном месте, а это «очень много и долго».
На вопрос, что происходит во время переаттестации, министр рассказал, что в комиссию входят представители практически всех силовых и других властных структур, соответственно, люди изучаются со всех сторон. Изучаются личные качества каждого сотрудника, декларация о его доходах.
Но это, видимо, касается только генералитета. Поскольку если так будут проверять каждого сотрудника — с полиграфом и прочими сложностями — МВД, по мнению экспертов, не уложится и до холодов, и вряд ли на это пойдет.
То, что реальная картина с переаттестацией резко отличается от рисуемой руководителями МВД, «МК» на условиях анонимности подтвердили источники в правоохранительных структурах.
Например, в Москве готовится очередное сокращение численности милиционеров еще на 10 тысяч. А полиграф будут проходить только те, кто находятся на руководящих должностях. А рядовых, рассказал наш источник, переаттестовывают так:
— В каждом ОВД созданы свои комиссии, состоящие из начальника ОВД, кадровика и руководителей подразделений — ППС, следствия, участковых. Именно они изучают документы всех сотрудников, смотрят, были ли за ними какие-либо «косяки» — например, прогулы и прочее, какие результаты у каждого — есть ли задержания, раскрытия (те самые «палки»). Кроме того, они выясняют, как с этим сотрудником работается, как он показал себя в той или иной ситуации, не злоупотребляет ли алкоголем. В общем, нужен ли им такой сотрудник. И именно на местах будет решаться, оставлять его в полиции или нет. А потом эти списки подадут на утверждение генералам в округа.
Самое забавное, что таким образом нарушается декларируемая МВД схема, по которой сначала проходит переаттестацию начальство, и оно, уже в роли полицейских, аттестует подчиненных. В результате может получиться, что, набрав себе полицейских, начальник позже сам переаттестацию не пройдет.
Сами рядовые милиционеры ничего толком не понимают.
— Мы недавно сдавали зачеты по знанию Закона «О полиции», а что дальше — пока никто ничего нам не говорит, — поведал «МК» источник в московской полиции. — Между сотрудниками ходили разговоры, что за переаттестацию нужно будет платить. Суммы назывались, может, и не очень большие, но для сотрудников с их зарплатами чувствительные. Многие сказали: да пошли к черту! Не переаттестуют — и не надо, уйду из полиции, буду наконец нормально зарабатывать — все, кто ушел или кого выгнали когда-то, не жалеют об этом. Но потом эти разговоры прекратились, и все пришли к мнению, что это кто-то просто пытался нажиться на переаттестации, обмануть тех, кто боится ее не пройти. Ведь отдаст, например, сотрудник деньги, а потом как он узнает, дошли они до тех, кому якобы предназначались? Никто же не пойдет к какому-нибудь полковнику и не спросит: передали вам деньги или нет? …
Отдел силовых структур
Между тем
Вчера группа депутатов из всех фракций объявила о намерении серьезно переработать принятый накануне в первом чтении законопроект о социальных гарантиях сотрудникам полиции. Зампред Комитета по безопасности Геннадий Гудков («СР») заявил, что под разговоры о значительном повышении денежного содержания сотрудников полиции «фактически монетизируются многие льготы, которые они имеют, — например, льгота на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения». Члены рабочей группы, подтвердил Александр Хинштейн («ЕР»), в течение недели проштудируют все 49 нормативных актов, которыми сейчас определяется набор льгот сотрудников МВД, и посчитают, насколько обещанное повышение денежного содержания перекрывает потери от их отмены.
Среди поправок, которые внесут члены рабочей группы — распространение действия закона на сотрудников МВД, прикомандированных к ФМС и ГФС (больше 22 тысяч человек). Это увеличит «стоимость» закона для бюджета примерно на 17 млрд. рублей. «Почему полковник МВД, прикомандированный к Госдуме и Администрации Президента, получит повышенное денежное содержание, а такой же полковник, прикомандированный к ФМС, — нет? «— спрашивает г-н Хинштейн. Есть проблема и с сотрудниками ФСИН: раньше их труд оплачивался по нормативным актам, касающимся милиции, но теперь лейтенанту полиции обещано 33 тысячи, а лейтенант ФСИН останется со своими 12 тысячами… Представители ФМС и фельдъегерской службы намерены принять участие в работе группы.
«Законопроект не стимулирует повышение образования сотрудников полиции и поддержание ими хорошей физической формы — чтобы не цыганили на дороге расхристанные мужчины с большим пузом», — заявил Андрей Луговой (ЛДПР). «Надбавка за высшее юридическое образование отменяется, — сказал Александр Куликов (КПРФ), — хотя на конец прошлого года такого образования не имели 30% следователей МВД, 60% оперуполномоченных угрозыска и 70% участковых».