Он также отметил, что текущий кризис нельзя решить лишь военными методами. Поэтому генсек сказал, что международное сообщество и недавно сформированная Контактная группа должны найти политическое решение.
В завершение первого дня Берлинской конференции Расмуссен выступил с заявлением, где обозначил три основные цели НАТО в Ливии. Первое: все атаки, угрозы нападения на мирное население и населенные пункты должны закончиться. Далее, все вооруженные силы Каддафи прекращают свои операции, снимают все осады и возвращаются на базы. И наконец, всему населению Ливии должно быть оказано необходимое гуманитарное обеспечение. Пока эти условия не будут выполнены, НАТО продолжит проведение военных операций.
Однако, в намерения стран коалиции входит не только прекращение гражданской войны в Ливии и защита так называемого мирного населения, но и отречение Каддафи от власти. В совместном заявлении президента США Барака Обамы, президента Франции Николя Саркози и британского премьера Дэвида Кэмерона говорится, что “речь не идет о свержении Каддафи силой. Однако невозможно представить, что у Ливии есть будущее с Каддафи”. Формулировка более чем пространная, что, похоже, становится доброй традицией для коалиции — широтой трактовок отличилась еще ключевая резолюция №1973. Любопытно было бы увидеть лицо того же Саркози, если бы сторонние силы вдруг решили, что Франция с ним лишена будущего. Если французскому президенту интересно, то многие его граждане так уже считают.
Но речь не о Саркози, а о Ливии: “Невозможно представить, что тот, кто пытается уничтожить собственный народ, будет находиться у власти в будущем” — считает трио. Очевидно, представить нахождение у власти тех, кто уничтожает чужой народ, они могут без труда — в отставку никто из них вроде не подает. Считая ключевым фактором для дальнейшего развития Ливии приход “нового поколения руководителей”, западные лидеры не уточняют, впрочем, откуда это самое поколение должно взяться. Не будем забывать, что как полноценная альтернатива режиму Каддафи оппозиция пока себя не проявила.
Со стороны Триполи на слова западных лидеров ответила дочь полковника Аиша, заявившая, что выдвинутые требования оскорбляют весь ливийский народ. Любопытно, что совместное коммюнике Обамы—Саркози—Кэмерона появилось на фоне провала попыток дипломатического урегулирования ливийского конфликта в соответствии с планом, предложенным Африканским союзом. Американо-европейскую группировку не устроило отсутствие в этом плане положения о необходимости отказа ливийского лидера от власти. Позднее к требованию ухода Каддафи присоединилась и “Аль-Каида”. Так что на данный момент США, Франция и Британия оказались в более чем сомнительной компании.
А сам полковник не падает духом, стараясь поднять его и у своих бойцов. Гостелевидение Ливии продемонстрировало кадры, где Каддафи приветствует своих сторонников, проезжая на внедорожнике с открытым верхом. В ответ на приветствия толпы Каддафи показывал пальцами знак победы “V”.
Борис Золотарев
Ренат Абдуллин
Спецкор “МК” передает из Ливии
Я приехал в Триполи через четыре часа после налета на столицу Ливии. Два высоких столба дыма заметил далеко от города, когда военный патруль снова остановил нашу машину для проверки документов. Но узнав, что едет российская пресса, нас, как и на других заставах, где тщательно проверяли машины, сразу пропустили.
Пять ракетных ударов было нанесено по Триполи. Бомбежкам были также подвергнуты другие города Ливии, такие как Мисурата, где продолжаются бои правительственных войск с мятежниками, а также Сирт, где боев нет — и город, как и раньше, в руках сторонников Каддафи. В гостинице “Риксос” я встретил российских телекорреспондентов, которые только что вернулись с мест разрушений. Пострадал триполийский университет. Здание зияло выбитыми окнами, в аудиториях было пусто. Основные удары были нанесены по военной базе, и журналисты сожалели, что ливийцы не отвезли их туда, на что ливийцы дали понять, что это делается из соображений безопасности журналистов.
Я стал свидетелем многолюдной демонстрации сторонников Каддафи, которые вышли на улицы в знак протеста против интервенции НАТО. Своей демонстрацией жители Триполи ответили и на подстрекательские призывы, которые распространялись в эти дни с целью выступить против “режима Каддафи”. Они несли зеленые флаги, распевали патриотические песни и были вооружены: Каддафи выполнил свое обещание и раздал знаменитые “Калашниковы” населению Триполи.
Переговорил с нашими военными корреспондентами. Они сказали, что было время, когда бомбежки столицы прекратились, когда авиация НАТО бомбила только на линии фронта, причем нанося по ошибке удары и по “своим” мятежникам. Но в последние три дня налеты на столицу, в которой живет два миллиона мирных жителей, не только возобновились: увеличилась их интенсивность. И если раньше налеты были два раза в день, вечером и утром, то теперь грохот пролетающих на сверхзвуковой скорости суперновейших самолетов НАТО можно услышать в любое время суток.
Ливийская армия, которая лишена ПВО, фактически не отвечает на бомбардировки, которые, как уверяют западные политики, носят чисто “гуманитарный” характер и будут продолжаться, пока Каддафи “не уйдет”.
Число жертв среди мирного населения растет. Инфраструктура страны разрушается. По дороге от тунисской границы до Триполи я видел предприятия, на которых нет никаких признаков активности, огромные заброшенные парники и длинные многочасовые очереди на бензоколонках. И только магическое слово “руси” давало нам возможность заправиться и ехать дальше. Цена на бензин, несмотря на войну, не изменилась! За 20 литров мы заплатили 2 евро. Ливийцы улыбались мне, говорили “Добро пожаловать!” и добавляли “Каддафи выстоит!”.
Николай Сологубовский, Триполи