Решение о ликвидации оппозиционной РПР Верховный суд принял в 2007-м. Причина — невыполнение закона “О политических партиях”. Ликвидации потребовала Федеральная регистрационная служба. Она утверждала: партия насчитывает всего 39,5 тыс. членов вместо положенных 50 тыс. и имеет 33 региональных отделения вместо 45 с численностью более 500 человек. Лидер РПР Владимир Рыжков с этим не согласился: по его данным, партия насчитывала порядка 59 тыс. человек, с отделениями тоже все было в порядке…
1 июня 2007-го партийцы обратились с жалобой в Европейский суд. И во вторник получили вердикт: “Роспуск партии был необоснован”. “Это первое такое решение в России и второе в Европе. Это сенсация!” — заявил “МК” Владимир Рыжков. И рассказал о возможных сценариях дальнейших событий. Первый — подать иск в Верховный суд в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, требуя отменить предыдущее решение. Если РПР вернут регистрацию, то, по словам Рыжкова, создающийся сейчас оппозиционерами ПАРНАС (Партия народной свободы), где Рыжков — сопредседатель вместе с Немцовым, Миловым и Касьяновым, “сможет принять участие в думских выборах без создания новой партии, а на основе восстановленной Республиканской”.
Второй вариант — продолжить делать ПАРНАС. Сейчас незарегистрированная партия уже насчитывает 38 региональных отделений из необходимых 42 и 35 тыс. членов. Документы на регистрацию планируют подать после 9 мая. “Фактически Европейский суд признал незаконной всю практику Минюста по проверке численности, собраний региональных, по внутренней жизни партии. Это, на наш взгляд, улучшает наши позиции по регистрации новой партии”, — добавил Рыжков. Также рассматривается возможность подачи иска в Конституционный суд с требованием признать “несоответствующими Конституции и европейскому праву ключевых положений закона о партиях” — численность партии 45 тысяч, количество регионов и численность региональных отделений: “В решении ЕСПЧ четко сказано, что эти нормы самые жестокие в Европе и что они не соответствуют Европейской хартии по правам человека”.
Адвокат Вадим Прохоров, представлявший интересы оппозиционеров в судах, считает, что, после того как решение ЕСПЧ поступит властям РФ, им необходимо будет “расширить возможности для политически активных граждан и организаций для выхода на политическое поле”. Если же никаких действий властей за решением ЕСПЧ не последует, то, по мнению г-на Прохорова, на заседании кабинета министров Совета Европы может быть поставлен вопрос об исключении России из СЕ. Однако он не без юмора обращает внимание на то, что “механизм исполнения решений затруднен, потому что нет службы судебных приставов Евросоюза, которую можно послать и реализовать решение суда”…