Наказывать депутата за согласие с точкой зрения лидера своей партии — это что-то из царства абсурда. Однако в нашей тандемократии не только собственная гордость, но и собственные неписаные законы.
Какой конкретно пункт неформального политического УК нарушил Константин Затулин? Попробую сформулировать основной закон тандемократии в редакции весны 2011 года.
До недавнего времени у Медведева был имидж очень даже вегетарианского политика. Внешне перед президентом полагалось всячески расшаркиваться. Но по-настоящему считаться с его мнением всеми признавалось необязательным. Однако за последние полтора года ДАМ “съел” целых трех уважаемых политических тяжеловесов. Михаил Лесин, Юрий Лужков, Евгений Примаков — все эти люди лишились своих должностей именно благодаря своей неспособности наладить отношения с президентом.
Стоит ли теперь добавить в этот список “задранных Медведевым” и депутата Затулина? Мне кажется, что с Затулиным все гораздо тоньше. Его низвержение не стоит трактовать как признак усиления Медведева и ослабления Путина.
Члены нашего правящего тандема ведут сейчас друг с другом сложную тактическую игру. Обоим хочется быть “номером один”. Медведев только сейчас до конца осознал все прелести должности главы государства. Путин понимает: премьерская должность при президенте Медведеве во время его второго срока — это уже нечто совсем другое, нежели тот же самый пост во время первого президентства ДАМа.
Сокровенные желания наших тандемократов являются взаимоисключающими? Очень даже может быть. Однако к концу года им все равно придется договориться между собой. А до тех пор, пока этого не произошло, и Медведев, и Путин заинтересованы в одном и том же: держать свои карты закрытыми, не позволять никому играть на противоречиях внутри тандема.
Как вы думаете: почему Путин стоически воспринял демонстративный телевизионный отлуп, устроенный ему президентом? Не из чувства внутреннего смирения. Это качество нашему премьеру, как известно, вообще не присуще. Путин понял, что, фактически бросив президенту вызов в сфере внешней политики, он зашел слишком далеко. Стоять на своем означало бы убить интригу и выставить свои карты на всеобщее обозрение.
Многоопытный царедворец Затулин этого нюанса не оценил. И в результате нарушил известный еще бравому солдату Швейку бессмертный политический принцип “не лезь, советчик, к игрокам, не то получишь по зубам”.
После произошедшего у меня промелькнуло чувство жалости по отношению к нашей политической элите. У нас же как до этого было? Восхваляй изо всех сил любые телодвижения великого вождя, и будет тебе за это счастье. А теперь выясняется, что пострадать можно и за чрезмерное усердие в деле отбивания поклонов. Нет, это не по-нашему! Не хотим!
Однако довольно зубоскалить. Депутат Затулин — человек, обладающий собственным мнением и хотя бы поэтому достойный уважения. Но если вывести за скобки сочувствие к невинно пострадавшему думцу, нынешняя ситуация может только радовать. Слишком долго вертикаль власти создавала тепличные условия для льстецов и подпевал. Может быть, хоть теперь наши слуги народа начнут думать, перед тем как говорить.