Как Медведеву признавались в любви

Кроме системы образования, ДАМ обсудил со студентами конфуз из своего прошлого

Сегодня Дмитрий Медведев встретился со студентами и преподавателями одного из крупнейших технических институтов России — Московского энергетического. Разговор о настоящем и будущем российского инженерного образования шел в Большой физической аудитории Б-200, где когда-то преподавал Андрей Сахаров и снимались сцены знакового фильма “хрущевской оттепели” “Застава Ильича”.

Кроме системы образования, ДАМ обсудил со студентами конфуз из своего прошлого

До того, как в аудиторию вошел президент, ее разогрев взял на себя министр образования и науки Андрей Фурсенко. Президенту, разъяснил он, “интересно не только ответить на ваши вопросы, но понять вашу позицию. Поэтому очень важно, чтобы разговор не скатился в мелочевку. Вопросы должны соответствовать уровню встречи: о мелочевке потом можно поговорить и с министром”. (К мелочевке, надо думать, министр отнес такие вопросы, как размер стипендий и ситуация в общежитиях. — “МК”).

Важность разговора с главой государства глава Минобранауки разъяснил просто: “Не случайно Дмитрий Анатольевич обратил внимание на инженерное образование. Это важно не только для страны, но и для вас. Сегодня в мире огромный дефицит квалифицированных инженеров. Из-за этого не получаются очень важные проекты: вот только что мы обсуждали с молодым человеком наши проблемы с полупроводниковой электроникой. Инженерное образование — главная тема сегодняшней встречи”. При этом, приоткрыл завесу над будущим Андрей Фурсенко, “15-20 лет назад было очень интересно учиться на экономиста и юриста, а сегодня интересно учиться на инженеров. Через 15-20 лет это будет очень востребованная профессия”.

— Когда я учился в школе, — сменил министра президент, — я был одним из немногих, кто пошел в гуманитарный вуз. Подавляющее большинство моих товарищей шли в технические вузы, и народ не понимал: на кого учат на юрфаке. С тех пор многое изменилось. В 2010 году на инженерных специальностях учат лишь треть всех наших вузов — 555 по России. Некоторое время назад я решил уделять инженерному образованию особое внимание. Расскажите, что вы думаете о текущей ситуации: что мы должны сделать для популяризации инженерного образования и поддержки инженерного сословия.

Народ рассказал. Причем начал не с “мелочевки”, как опасался министр, а по-крупному: с ходу предложил освободить от налогов молодых инженеров. А заодно и подготовившие их национальные университеты. А сэкономленные средства перенаправить на строительство поблизости от вузов жилья для молодых преподавателей.

Как Медведеву признавались в любви

Смотрите видео по теме

— Я не волшебник и не Дед Мороз, — ответил ДАМ. — Конечно, было бы хорошо, если бы я сказал: какие проблемы, давайте документы! Создать налоговые каникулы для выпускников вузов невозможно — этого нет нигде в мире. Причем у нас налог всего 13% — самый низкий. Однако некоторые послабления можно сделать. Завтра мы к этому вернемся на заседании комиссии по модернизации, — пообещал он.

Что же касается выделения площадей для жилья преподавателей, то эту мысль президент одобрил.

— Идея хорошая! Но надо приложить энергию — выйти с инициативой, чтобы губернаторы рассмотрели вопрос о создании компактных поселений для молодых преподавателей: ведь у Минобранауки земли нет. Готовьте бумагу! Андрей Александрович, — слышите меня? — обратился Медведев к Фурсенко. — Давайте попробуем запустить такой проект по стране. Но только так, чтобы молодые преподаватели потом эту землю не перепродавали с выгодой.
Одновременно ДАМ пообещал решить вопрос с общежитиями.

— Согласен, что в общежитиях заниматься наукой нельзя. В студенческие годы я часто бывал у товарищей в общежитии — отдыхал там в самом широком смысле слова, — признался он. — Это зрелище не для слабонервных, я всегда думал: а как же они там учатся? По-настоящему, каждый университет должен иметь свой кампус. Но строить их придется не только за счет госсредств, но и за счет университета. Поэтому в каждом вузе должен быть план развития, одобренный Минобрнауки. Надо соединить деньги университета и федеральное финансирование. Заниматься этим мы будем!

— Хочу заступиться за качество нашего образования. Я решил поехать в Кембридж, — вступил в диалог аспирант МАИ.

— Как я вам завидую! — заявил президент. — В наше время такая мысль и в голову прийти не могла.

— Так вот, качество образования у нас очень высокое, — продолжил аспирант. — Оно дает возможность на равных общаться с с учеными за рубежом. Это очень приятно! Хочу, чтобы вы об этом знали.

— Мне тоже очень приятно, — заулыбался ДАМ. — Наша школа и высшая школа котируются в мире и это — медицинский факт. Но их надо развивать. В том числе у нас не все благополучно по уровню научного цитирования — одному из ведущих показателей науки. Обращаюсь к молодым ученым и ректорам: надо, чтобы вопросам публикации уделялось особое внимание — только тогда будут расти рейтинги наших университетов. Это — вопрос пиара и собственной раскрутки. Надо уметь себя подать!

Кое в чем российским студентам и вузам, впрочем, здесь поможет зарубежный опыт. Президент поддержал предложение студентов направить часть средств Национальных университетов на международные студенческие стажировки: “Андрей Александрович, обратите внимание”, — тут же дал ДАМ поручение главе Минобрнауки. И сразу получил новую идею.

— Основная проблема малых предприятий — нестабильность заказов на научные исследования и инновационную продукцию. Надо обязать крупные компании и корпорации… — начали саратовские технари.

— Покупать продукцию вашего малого предприятия? — закончил за них Медведев.

— Не обязательно нашего, — ответили те. — Вообще малых предприятий при вузах. Можно это сделать через налоговые льготы: это будет большой плюс для вузов.

— Давайте список этих крупных компаний, корпораций, а также юридический адрес вашей фирмы, чтобы вас состыковать, — под хохот недогадливых конкурентов заявил Медведев. — А если серьезно, то надо обдумать меры стимулирования бизнеса, чтобы он вкладывался в малые предприятия. Только продукция МП должна быть конкурентоспособной: чтобы они не стали иждивенцами и не рассчитывали на гарантированный заказ, чтобы не получилось, что мы вытащили только эти МП, а другие предприятия останутся понятно где.

— Новый мэр Москвы заморозил программу субсидий на закупку основных средств малых предприятий, созданных молодыми учеными, — пожаловались главе государства аспиранты МИСиС. — Нельзя ли профинансировать это на федеральном уровне?

— На федеральном уровне считаю это неправильным, — ответил ДАМ. — Федеральный бюджет на это расходовать не стоит, это должны делать регионы. Но Собянину я обязательно скажу, — пообещал он.

Частично поддержал Верховный Главнокомандующий и предложение предоставлять отсрочки от армии выпускникам техникумов, решившим поступать в вузы: “Всякая отсрочка для Вооруженных сил — большая проблема: мне и так регулярно приходится отбивать студентов. Конечно, плохо рвать на части образование: человек должен служить либо до, либо после учебы. Что же касается студентов техникумов, то думаю так: если выпускник техникума поступает в университет, прерывать его образовательную траекторию не надо. Остальных освободить будет сложно”.

Тут выяснилось, чего не хватает нашему инженерному образованию: выпуска инженеров-технологов и реальной практики.

— Нужно обучение на реальных процессах в течение семестра, а не месячная практика, как у нас, — подсказали представители металлургических вузов. — Ребята должны учиться на заводах!

— Эта система работы самая правильная! — согласился Медведев. — Не практика один раз в год, а каждый день ходить на предприятия, где они потом будут работать! Мы, конечно, не можем привязать каждого инженера к определенному предприятию. Но университет должен к этому стремиться, а не только рассказывать о теории с кафедр.

При этом давно пора обновить и перечень инженерных специальностей, признал ДАМ.

— Специальности — это у нас притчи во языцех. Их система подлежит немедленной актуализации: есть масса специальностей, которых у нас нет. Я завтра на комиссии скажу, чтобы провели ревизию: сверили список имеющихся специальностей с теми, которые нужны, но это должен быть постоянный процесс: обмен информацией между образованием и экономикой.

Под конец заговорили о личном.

— Дмитрий Анатольевич, а кем бы вы хотели, чтобы стал ваш сын, — поинтересовались казанские технологи, — гуманитарием или технарем?
— Отвечу кратко: пусть сам решает. Давить не буду! Учиться надо ради будущего, а не ради родителей, — ответил отец.

— А какую-нибудь смешную историю из своей жизни расскажете? — поинтересовались студенты.

И президент поведал о том, как, будучи аспирантом, принимал зачет. Студентка, которая получила отметку после долгих мучений, вышла из аудитории. А потом приоткрыла дверь, и, заглянув туда снова, при полном стечении народа призналась Медведеву: “Я тебя люблю!” Тогдашний аспирант, по его словам, готов был от стыда провалиться под землю: “Нет бы ей хотя бы сказать: “Я вас люблю”, — пояснил он.

Напоследок заговорили об Интернете.

— С вашим приходом на пост президента началась бурная интернетизация общества, — заявили студенты Строительного университета. — Теперь вам нужно написать, или, например, — Аркадию Дворковичу…

— Я и дальше буду общаться в Интернете, — пообещал ДАМ. — И надеюсь, что остальные руководители так же, а не только упомянутый вами Дворкович.

— Ну всё, ребята, надо прощаться, — подвел черту ДАМ. — Уезжаю в Магнитогорск, подводить итоги дискуссии об инженерном образовании. А, Дворкович, ты здесь, — приятно удивился он, взглянув в зал. — А я и не знал. Надеюсь, что часть того, о чем мы сегодня здесь говорили, войдет в перечень моих поручений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру