Воздержались при голосовании Россия, Китай, Индия и Германия. Примечательно, что среди воздержавшихся две страны — Россия и Китай — могли легко остановить принятие резолюции, воспользовавшись своим правом вето. Однако не сделали этого. Ведь в случае падения режима Каддафи соратники по ООН не смогут теперь обвинить Россию и Китай в его поддержке. А в случае удержания полковником власти — а он уже не раз опрокидывал прогнозы о скорой “окончательной” победе над ним — воздержавшимся странам будет проще восстанавливать отношения с Триполи.
Первой официальной реакцией со стороны Ливии стало заявление сына полковника, Сейфа аль-Ислама: “Мы у себя на родине, действуйте, мы ничего не боимся”. Каддафи-младший также подчеркнул, что бомбежки Ливии иностранными ВВС не помогут ливийскому народу. С ним трудно поспорить, поскольку уничтожение одной части ливийцев в пользу другой едва ли можно назвать глобально “помощью народу Ливии”. Впрочем, в ООН лучше знают, какие ливийцы “правильные”, а какие — достойны европейских бомб.
Понимая, что время уходит и можно не успеть продемонстрировать собственную мощь, французы заявили, что военные действия могут последовать незамедлительно, и в этом их поддержала Британия. Итальянская сторона предложила свою авиабазу на Сицилии — одну из наиболее близких к Ливии. Пентагон, в свою очередь, сказал, что мгновенных действий со стороны США не ожидается. Норвежский министр обороны Грета Фарему заявила об участии своей страны в военных действиях против сил Каддафи. Участие в авиаударах по Ливии обсуждается и в парламенте Дании.
Вернемся к французам. Поспешность Франции едва ли обусловлена лишь преступлениями полковника против собственного народа. На днях сын Муамара Каддафи сделал сенсационное заявление: “Власти Ливии требуют от президента Франции вернуть предоставленные ему денежные средства и в качестве доказательства готовы обнародовать материалы о финансировании предвыборной кампании Николя Саркози, — сказал Сейф аль-Ислам. — Мы ему помогли, чтобы он помогал ливийскому народу. Он разочаровал нас, так пусть отдает наши деньги. У нас есть все доказательства, банковские счета, документы на банковские переводы. Все это мы скоро обнародуем”.
Подтвердить или опровергнуть слова Каддафи сейчас не представляется возможным. Но примечателен в этой связи факт, на который успели обратить внимание французские СМИ, — на правительственных сайтах Франции под теми или иными предлогами (обновление сайта, модернизация, больший акцент на зарубежные поездки президента) отсутствуют любого рода сведения о визите ливийского лидера во Францию в 2007 году. Столь явное замалчивание этого эпизода может навести на мысли о правдивости слов Сейфа аль-Ислама. Учитывая и без того, мягко говоря, небольшую популярность Сарко среди французов, понять заинтересованность его в скорейшем уничтожении полковника несложно — солгал или нет Каддафи, а маслица в тлеющий огонь нелюбви к президенту подлил.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Гумер ИСАЕВ, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока:
— Последствия принятия резолюции пока еще сложно предугадать, но в ней содержатся достаточно пространные формулировки, связанные с возможностью действий в рамках, одобренных ООН. Да, там говорится о невозможности оккупации. Но это не исключает такого важного момента, как нанесение воздушных ударов, что дает большие возможности для изменения ситуации в Ливии. Резолюция принята в тот момент, когда Каддафи почти восстановил суверенитет над страной. И сейчас мы имеем дело с попыткой изменить ход событий и не допустить этого. Это неприятный инцидент. Получается, что продавливание — а в данном случае имело место именно оно — в ООН подобных резолюций ставит под сомнение суверенитет государств. Выходит, что любой мятеж может быть поддержан, а по правящему режиму будут наноситься удары.
По моим данным, Ливия весьма слабо использует авиацию. Никакие СМИ так и не показали самолетов, бомбящих кого-то. Так что введение бесполетной зоны не очень будет мешать ливийцам. Но резолюцией одобряются любые меры для защиты мирного населения. Что такое мирное население — сложный вопрос. Как быть, например, с гражданскими, взявшими в руки оружие, — как их квалифицировать? Так что это дает возможность французам, американцам нанести удары по тем или иным целям и заявить, что это были военные объекты, которые подлежали уничтожению.
Что касается процессов внутри страны, то действия Запада негативно скажутся на оппозиции. Изначально ведь протестующие неоднократно выступали против вмешательства извне, понимая, что в таком случае они сразу станут союзниками Запада и потеряют поддержку. Так что агрессивные действия со стороны Запада только укрепят авторитет Каддафи. Не исключаю, что сейчас начнется масштабное движение в его поддержку. Уже в 1986 году, когда страну бомбили, нация сплотилась вокруг лидера — в таких ситуациях он становится не надоевшим узурпатором, а защитником своей страны от внешних врагов. И в этом случае Запад не сможет осуществить то, чего хочет. А хочет, наверное, расколоть Ливию, чтобы потом общаться с бенгазийскими лидерами, чтобы качать нефть, пересмотреть нефтяные контракты.
Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем:
— Во-первых, решение Совбеза ООН незаконно. Уставом ООН не уполномочена осуществлять вмешательство во внутренние дела государств, она могла рекомендовать создание некой комиссии, но не идти на подобные меры. Во-вторых, что касается военных действий против Ливии, то, безусловно, страна не сможет противостоять отработанной модели авиаударов с применением высокоточного оружия, систем радиоэлектронного подавления... Последние 12 лет Ливия не перевооружалась, так что у нее сейчас то же оружие, которым воевал Ирак в 2003 году. Военный потенциал Ливии слаб, но ведь режим Каддафи в случае агрессии может противостоять ей на территории стран-агрессоров.
P.S. Когда готовился номер, пришло сообщение о том, что режим Каддафи объявил о немедленном прекращении огня и всех военных операций.