Как объяснила нам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, это традиция. “Евгений Примаков и Алла Пугачева, например, тоже приезжали за поздравлениями сами”. Впрочем, и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина юбиляр пригласил на празднование своего 80-летия, которое должно было состояться вчера вечером в банкетном зале торгового центра около Киевского вокзала.
Приедут ли туда президент и премьер, на момент подписания этого номера ясно не было. Но точно известно, что в ближайшее время состоится еще одна встреча Горбачева и Медведева — в Большом Кремлевском дворце, и связана она будет с вручением ордена, о котором ДАМ и объявил своему гостю в день юбилея.
— Считаю эту награду адекватной оценкой той большой работы, которую вы провели, — пояснил Медведев. — Вы руководили страной в очень сложный, драматический период. Мы все это помним. Ну, во всяком случае, те, кто тогда был более или менее взрослым.
— Сердце стало громче стучать, — улыбался юбиляр. В отличие от Александра Солженицына, который от высшей государственной награды отказался, он принял известие с благодарностью. Хоть и, подобно Солженицыну, недавно раскритиковал действия нынешних властей, попутно обвинив действующий тандем в зазнайстве.
Орден, который был высшей наградой Российской империи, а после 1998 года — и Российской Федерации, выдается за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе страны. Пётр I сам себя наградил этой регалией за взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы. Если в дореволюционный период награда жаловалась преимущественно государственным и военным деятелям, то в современной России среди кавалеров преобладают писатели и ученые. Горбачев стал первым российским госдеятелем и политиком, которого решили наградить Андреем Первозванным. Из этой категории орден получали только иностранцы — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Азербайджана Гейдар Алиев.
Помимо государственной награды Медведев передал юбиляру книгу другого реформатора — “Сочинения графа Витте по поводу непреложности законов государственной жизни”. “Передаю вам как своему коллеге, как президенту, как юристу”, — пояснил он.
— Я, по-моему, все книжки, которые мог отдать, уже отдал, причем вам, а лишних не надо, — пошутил Горбачев. Но подарок тоже принял.
Отшутиться он попытался и от поздравлений, заявил: “А не пора ли уже соболезновать!”. В конце открытой части встречи Михаил Сергеевич успел пожаловаться “коллеге” и на болячки: “Собираюсь на четвертую операцию по позвоночнику”. После этих слов журналистов “попросили”, и уже тет-а-тет юбиляр и поздравитель приступили к чаепитию.