Здесь был бы город-сад…

Калининградская область — вот настоящее Сколково!

На прошлой неделе председатель правительства В.В.Путин посетил Калининград и Брюссель. В российском анклаве он провел селекторное совещание с главами ряда регионов по вопросам обеспечения жильем военнослужащих, а в европейской столице обсудил проблемы, вытекающие из введения в действие в Европе так называемого “третьего энергопакета” ЕС и некоторые сопутствующие темы. Сколь демонстративной была остановка премьера в Калининграде на пути в Европу, судить сложно, но на определенные размышления она не может не наводить.

Калининградская область — вот настоящее Сколково!

Калининградская область — форпост России в Европе, и этот статус предопределен уже самим ее местоположением. Неудивительно, что 14 июля 1990 г., всего через месяц после принятия Декларации о государственном суверенитете России, Верховный Совет РСФСР объявил ее “зоной свободного предпринимательства”, а Совет Министров России 25 сентября 1991 г. утвердил “Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области”. Задача тогда ставилась предельно четко: привлечь европейский бизнес к реализации российских рыночных реформ, создать модель для взаимодействия с западными инвесторами.

С тех пор были приняты десятки законов и постановлений, нередко противоречивших одно другому, — однако очевидно, что никаким лидером область не стала. Накануне кризиса, по итогам 2008 г., она имела 26-й по России показатель внутреннего регионального продукта на душу населения (194 тыс. руб., или $5,5 тыс.), находясь между Белгородской и Иркутской областями, и отставала по нему от соседних Польши — в 1,72, а Литвы — в 1,81 раза. Доля индустриального производства в региональном валовом продукте составляла… 17,8%, тогда как в Новгородской области — 34,3, а в Ленинградской — 26,4%. При этом импорт превышал экспорт в 7,5 раза, а почти 10% бюджетных расходов покрывалось дотациями из федерального центра.

Сравнивать эти “достижения” с результатами работы, например, китайских особых экономических районов, которые на рубеже 1990-х и 2000-х годов выступали основными бюджетными донорами, где уровень жизни превышал показатели соседних провинций в 3—6 раз, а экспорт превосходил импорт в среднем втрое, просто неприлично.

Однако внимание европейцев в частности и западных предпринимателей в целом к Калининграду могло быть куда большим, если бы российское правительство действительно сделало регион зоной экономической и административной свободы, для чего существуют поистине уникальные условия. Так как область после расширения ЕС в 2004 г. стала не только оторванной от России, но и граничащей исключительно с Европейским союзом, возникли дополнительные шансы на превращение ее в полигон сотрудничества с нашими западными соседями.

Что бы я сделал на месте наших властей в такой ситуации? Прежде всего открыл бы эту территорию для иностранцев, отменив к ним все визовые требования. Технически это не представляет проблемы: область отделена от остальной России, на автомобильных и железнодорожных переходах существует пограничный контроль, а авиарейсы из Калининграда в российские города (что громко сказано, так как выполняются они на регулярной основе только в Москву и Санкт-Петербург) легко перевести в международные терминалы аэропортов (как это, к примеру, сделано, в Великобритании для рейсов с “офшорных” островов Мэн, Гернси и Джерси).

Затем следует на 5 лет отменить все налоги на предприятия, уже действующие в сфере материального производства и оказания услуг населению (кроме финансовых), и на 10 лет — на вновь создающиеся, сохранив лишь платежи в социальные фонды. А также обнулить таможенные пошлины на оборудование и товары производственного назначения. Продукция этих предприятий могла бы потребляться в самой области или экспортироваться, допускаясь беспошлинно в остальные регионы России лишь в случае, если добавленная на территории анклава стоимость превышает 30% конечной цены товара.

Такие меры сделали бы российский анклав крайне привлекательным для германских, шведских и финских компаний, стремящихся снизить производственные издержки и оптимизировать налогообложение. Более того; учитывая размер российского подоходного налога, Калининград стал бы раем для европейских компаний, специализирующихся на IT-разработках, а также любого рода венчурных предприятий, в издержках которых велика доля заработной платы.

Именно здесь, а не в Подмосковье, стоило бы создать российский инноград, позволив западным компаниям не только без лишних проблем делегировать сюда сотрудников, но и создать промышленные комплексы, которые могли бы на месте использовать предложенные технологические новации. Для этого почти наверняка не пришлось бы выделять, как на Сколково, миллиарды долларов из бюджета — но, наверное, именно перспектива оказаться в стороне от инновационного “распила” и сдерживает наших чиновников от подобных решений.

Следующим шагом могло бы стать постепенное введение на территории анклава и распространение на действующие на его территории компании acquis communautaire Европейского союза и введение свободной торговли между Калининградской областью и ЕС. Получив возможность отстаивать свои права не в Хамовническом суде или местном арбитраже, а в Брюсселе, многие отечественные компании захотели бы стать тут резидентами.

Подчеркну особо: безвизовый въезд в область как россиян, так и граждан западных стран привел бы к превращению региона в самый оживленный культурный, деловой и интеллектуальный перекресток Европы — куда более значимый, чем он был в эпоху И.Канта.

В.В.Путин как раз указал в Брюсселе, что европейские предприниматели заинтересованы в упрощении правил въезда в Россию — вот и следовало бы, не дожидаясь “окончательного решения” проблемы, сделать это хотя бы локально, превратив нашу уникальную область в пространство бесконечных деловых встреч, конференций и “круглых столов”.

Уверен: став по-настоящему свободной зоной, Калининградская область в течение десяти лет вошла бы в пятерку самых процветающих российских регионов, и о дотациях из центра можно было бы забыть. Но…

Но это все фантазии. И прежде всего потому, что наша власть занимается не решением проблем граждан, а “укреплением величия страны”. И пусть сегодня Балтийский флот, в 1991 г. состоявший из 232 боевых кораблей, включая 32 подводные лодки, сейчас насчитывает менее 50 кораблей и 3 субмарины и существенно уступает по боевой мощи флотам Польши и Швеции, но он базируется в Балтийске, делая значительную часть региона “секретной”.

Здесь находятся три крупные военно-воздушные базы, отсюда наши политики хотели грозить Западу ракетами “Искандер”. Здесь более, чем в остальной России, реальное процветание принесено в жертву абстрактной безопасности государства. И это значит, что бывшей Восточной Пруссии не стать Западной Россией, а обсуждать здесь будут не прорывные коммерческие сделки, а выделение денег для обеспечения военных жильем. И наверняка не до 2012 года, а много дольше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру