Кстати, по словам Ежи Миллера, российская сторона не передавала эти переговоры. Попали они в Польшу благодаря неким “польским экспертам”.
На пресс-конференции вместе со стенограммой был представлен видеоряд. Поляки отметили: погода менялась стремительно.
— Невозможно, чтобы погода менялась так динамично, — было заявлено на пресс-конференции.
Хотя, по данным поляков, президентский самолет стартовал в 9.27, а уже в 9.41 из-за погодных условий для него стали искать запасной аэродром. Предложили “Внуково”.
Пока “Ту-154” готовился к вылету, над аэродромом “Северный” барражировал грузовой самолет “Ил-76”. Пока самолет уходил на второй круг, из диспетчерской башни доносилась ненормативная лексика. Атмосфера была напряженной, отмечают поляки. Уже тогда, уверяют члены комиссии, расследующей это дело, если бы информация поступила полякам, можно было разработать другой маршрут.
Собственно, из переговоров диспетчеров понятно, что они отдавали себе отчет о ситуации. Например, один из них говорит:
— Прежде всего приготовь его на второй круг. На другой круг — и конец. Сам принял решение, пусть сам дальше...
Как утверждают поляки, самолет сошел с курса на 80 метров влево, но с диспетчерской башни его об этом не предупредили. Впрочем, сыграло ли это хоть какую-то роль в катастрофе — польская сторона так и не сказала.
Единственное, о чем не стоит забывать, — диспетчер не может запретить командиру посадку. А вот польская сторона об этом старается упорно забыть.