Депутаты смягчили уголовный кодекс

Многие категории заключенных смогут рассчитывать на пересмотр приговоров

Вчера Госдума дружно поддержала очередную инициативу Дмитрия Медведева, направленную на гуманизацию Уголовного кодекса. После вступления закона в силу некоторое количество сидельцев сможет рассчитывать на пересмотр приговоров.

Многие категории заключенных смогут рассчитывать на пересмотр приговоров

тестовый баннер под заглавное изображение

По мнению президента, по 68 составам преступления необходимо убрать нижний предел наказания в виде лишения свободы (то есть никаких там “от 2 до 5 лет” — “до 5”, и точка), по 11 составам добавить такой вид основного наказания, как штраф, по 12 составам — исправработы, а из 115 статей УК, наоборот, убрать санкции вроде ареста или исправительных работ. Кроме того, на усмотрение судьи отдается решение вопроса о том, надо ли лишать свободы совершившего преступление гражданина, если он уже освобожден по УДО или отбывает условное наказание (сейчас в большинстве случаев это происходит автоматически). Главы УК, карающие за преступления против личности и против семьи и несовершеннолетних (вроде убийств и изнасилований), перекройке не подвергаются.

“Учитывая не очень хорошую ситуацию в наших судах, не возрастет ли риск принятия судьей коррупционных решений?” — спросил Михаил Емельянов (“СР”). Он сослался на мнение некоторых теоретиков права, считающих, что чем больше разброс в санкции между верхним и нижним пределом — тем больше коррупции. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх признал, что “полностью исключить коррупционную составляющую невозможно”, но никаких “дополнительных рисков” законопроект не создает. Тем более что и сейчас в 60% статей УК нет никаких нижних пределов, а “если судья какой-то не очень честно исполняет свои должностные обязанности, он и в рамках от 2 до 8 нам с вами устроит то, чего мы опасаемся”. “Но ведь убирается нижний предел и по таким общественно опасным преступлениям, как кража и разбой, — правильно ли это?” — настаивал коммунист Александр Куликов. Г-н Минх сначала заявил, что кражи и разбоя законопроект не касается, но потом признал: да, касается, но и сейчас “вилка” между минимальным и максимальным наказанием за такие дела большая: от 3 до 7 или от 4 до 8.

Но будет еще больше: минимально возможный срок лишения свободы, который допускает наше уголовное законодательство, — 2 месяца…

“Скольких осужденных затронет этот закон?” — поинтересовался Николай Коломейцев (КПРФ). Дело в том, что поправки в УК, смягчающие наказание, имеют обратную силу — то есть распространяются и на тех, кто уже отбывает наказание по старым правилам… Полпред президента признал, что дать точный ответ на этот вопрос пока невозможно.

Представители фракций с президентом в общем и целом согласились, но определенные замечания “по поводу” высказали. Виктор Илюхин (КПРФ), к примеру, предложил подумать, что будет с теми, кто не сможет выплатить штраф, которым судья из гуманных соображений заменит срок. Очевидно, таких материально несостоятельных все-таки засадят в тюрьму… Вице-спикер Жириновский счел необходимым установить посильный для граждан-преступников размер штрафа — например, в одну треть от среднемесячного дохода. А Елена Мизулина (“СР”) вообще заявила, что “суды не пользуются доверием граждан”, потому что “судебная власть втянута в политику”. Полпред президента за суд вступился, но не очень убедительно. “Все-таки подавляющее большинство решений судов выносится исходя из принципов справедливости”, — заявил он. Насколько подавляющее — не уточнил.

Законопроект принят в первом чтении.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру