С точки зрения официальных властей Грузии вчерашнее открытие памятника — это провокация. Как сказал глава местного МИДа Григол Вашадзе: “Россия предпочитает беспочвенные попытки показать, что грузинское государство не ценит надлежащим образом действия героев и участие погибших людей во Второй мировой войне”.
Ответить грузинскому министру, который то ли еще, то ли уже не является российским гражданином, можно очень просто: так вы все цените? Зачем же вы тогда памятник взрывали? Но бог с ним, Григолом Вашадзе. У него работа такая — заниматься не столько дипломатией, сколько антикремлевской пропагандой. Речь вообще не о нем. Речь о российских властях.
На вчерашнем открытии монумента “В борьбе против фашизма мы были вместе” присутствовал Владимир Путин. Честь ему за это и хвала. Но я не могу удержаться от вопроса: если название памятника отражает официальную идеологию нашего государства, то как понимать слова ВВП на его недавней прямой линии с россиянами?
Оказывается, что если бы в те страшные дни рядом с русскими не сражались украинцы, мы бы все равно победили. Ведь как сказал премьер в ответ на вопрос байкера об отношениях Москвы и Киева:
“Я позволю с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что если бы мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно бы победили, потому что мы страна победителей. И более того, под тем, что я сказал, есть определенное основание. Если мы посмотрим статистику времен Второй мировой войны, то выяснится, что наибольшие потери в Великой Отечественной войне понесла именно РСФСР — более 70% потерь. Это значит, что война выиграна, не хочу никого обижать, но в основном за счет человеческих и индустриальных ресурсов Российской Федерации”.
Позволю себе продолжить эту мысль. Если солдаты из второй по численности населения советской республики не были важны, то что говорить о белорусах, казахах или тех же грузинах? Их роль что — вообще была микроскопической? А что же мы тогда суетимся, мемориалы какие-то открываем? Мы что, это делаем только для того, чтобы набрать пропагандистские очки в борьбе с режимом Саакашвили?
Я вовсе не обвиняю Путина в идеологической диверсии. Скорее всего, на прямой линии премьер был не в очень хорошей форме и просто неудачно сформулировал свою мысль. Но в политике важны не причины, а следствия. В моих глазах Виктор Ющенко — это человек со сбитыми идеологическими ориентирами, выступающий за максимальное отчуждение русских от украинцев. Но когда экс-президент Украины недавно язвительно комментировал путинские слова на прямой линии, мне было нечего ему возразить.
В этой жизни все течет и все меняется. Но некоторые вещи действительно должны быть отлиты в граните. В борьбе против фашизма мы были вместе — давайте еще раз запомним эти слова, которые совсем не нуждаются ни в каких дополнениях.