Вчера утром Александр вышел на связь с радиостанцией “Эхо Санкт-Петербурга”, прислав ряд SMS. “Я объявляю голодовку. Требую встречу с представителями российского МИДа”. “С 19 декабря я ничего не ел, кроме снега и водопроводной воды”. “Мое дело отправлено на доработку. Мне приписывают “участие” и “неповиновение”, что есть ложь. О чем я и сообщил в суде, но, судя по реакции, безрезультатно”. “Вчера мы чуть не задохнулись в автозаке — забили в отсек 26 человек вместо возможных 10. Милиция ведет себя с арестантами почти как со скотом, по меньшей мере как с врагами”.
“МК” связался с пресс-атташе нашего дипкорпуса в Минске Вадимом Гусевым.
— Во вторник мы получили от МИДа Белоруссии предварительный список российских граждан. Среди них и Александр Астафьев. Однако наши белорусские коллеги говорят, что он не был аккредитован на выборы как журналист. В списке есть графа “род деятельности”. Так вот, в ней напротив фамилии Астафьев написано “не работает”.
— Российский консул пытается встретиться с задержанными россиянами?
— Посольство России нотой отправило запрос белорусской стороне о содействии в организации срочной встречи. Пока ответа нет, мы в режиме ожидания. Консул готов выехать в любой момент, чтобы поговорить с задержанными, посмотреть, в каком физическом состоянии люди вообще.
В середине дня представителей российского посольства еще не пустили на встречу с задержанными россиянами. Поэтому сказать, кто они, в посольстве пока не могут.
Вот что рассказал нам Евгений Шляхов, журналист-редактор газеты “Мой район”.
— А Александр действительно нарушал правопорядок?
— Нет, конечно, он был на работе. Думаю, 99%, что его забрали случайно. Саша просто снимал. Он поехал туда как фотокорреспондент, и вряд ли гражданину России нужно было организовывать митинг.
— Я слышала, что за сына активно вступились родители?
— Отец нашего фотокорреспондента Николай написал телеграмму Лукашенко. “Господин президент, вы победили. Так отпустите же моего сына Александра Астафьева. Он — не преступник, он — журналист. До сих пор я искренне радовался успехам белорусского народа и его выбору”. Пока реакции на это послание не последовало.