В дебатах “Стратегии-31” приняли участие лишь двое из трех заявителей акции: лидер “Другой России” Эдуард Лимонов и координатор “Левого фронта” Константин Косякин. Главу МХГ Людмилу Алексееву в центр им А.Д.Сахарова тоже приглашали, однако правозащитница предложение отклонила – об этом собравшимся объявил ведущий мероприятия Сергей Аксенов (член оргкомитета “Стратегии-31” – “МК”): “Ее место за этим столом вакантно”.
Вопрос о том – “нужно или не нужно договариваться с властью?” стал актуальным для оргкомитета “Стратегии” еще в преддверье акции 31 октября. Разногласия между заявителями начались уже на уровне подачи заявки в мэрию. В итоге Триумфальная площадь принимала сразу два митинга: согласованный - Людмилы Алексеевой на 800 человек, и несогласованный – Эдуарда Лимонова и Константина Косякина. 4 декабря, открывая дебаты, Сергей Аксенов призвал тех, кто “договаривается с властью - доказать свою позицию”.
“Где тут скамья подсудимых?” – с этим вопросом в зал вошел Эдуард Лимонов, его встречали громкими аплодисментами. Своим выступлением он задал формат всего мероприятия, значительно расширив изначальную тему. Так было предложено обсудить еще и “этическую сторону случившегося”:
- Поскольку мы с Константином Юрьевичем [два заявителя из трех] были игнорированы в переговорах Людмилы Михайловны с властями, возникает некий этический вопрос: “На каком основании нас так бесцеремонно отодвинули в сторону?”
Возвращаясь к теме дебатов, гос-н Лимонов заявил, что “по вопросам конституции с властью не нужно, вредно, опасно, противопоказано разговаривать”:
Согласовывать конституцию нет никакой надобности. Но я лично был всегда открыт для любых переговоров, чтобы облегчить, например, проведение митингов на той же Триумфальной.
Другой позиции придерживался президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе:
- Надо договариваться с властью, вести переговоры, когда это идет на пользу делу. Так во всем мире даже самые бескомпромиссные люди, к примеру, Мартин Лютер Кинг и Ганди, всегда ставили условия, вели переговоры.
Член бюро движения “Солидарность” Илья Яшин в своем выступлении заметил, что переговоры даже со вражеским штабом во время войны вести можно:
Переговоры о капитуляции с Кремлем я и сам готов вести с большим удовольствием. Но есть вещи, компромисс в которых недопустим. Например, когда было предложено исключить из заявки Лимонова, практически все выступили, что это недопустимый компромисс. Нельзя разменивать никого. Это наше братство, мы не должны сдавать друг друга.
Участники дебатов в своих выступлениях много говорили и о возможном будущем “Стратегии”, в том числе о готовящейся акции 31 декабря на Триумфальной. Эдуард Лимонов предположил, что скорей всего повторится история 31 октября – “оба митинг сольются в один”. Эту точку зрения разделяет и Илья Яшин: “Будут две заявки: одна, наверное, будет согласована, другая, наверное, будет отклонена. Мы будем собираться в двух точках.Давайте стремиться к тому, чтобы двигаться друг другу навстречу: не могут этого сделать заявители, то давайте мы будем это делать”. Более того, на ближайшем бюро “Солидарности” планируется внести позицию “участия в обеих заявках, либо ни в одной из заявок”.
- Мы все должны беречь как самое драгоценное единение граждан само собой образовавшееся на Триумфальной площади. Больше всего я не хочу, чтобы “Стратегия-31” разбилась на одноцветные небольшие группы людней, - заявление Эдуарда Лимонова поддержали в своих речах многие из участников дебатов.
Илья Яшин считает, что ключевой задачей “Стратегии” на сегодняшний день должно стать именно сохранение единства:
- Для этого надо выполнение двух условиях – отказ от взаимного поливания друг друга грязью, по крайней мере, публично. И второе – надо создать условия, чтобы на площадь пришло как можно больше людей.
Лидера московского отделения ОГФ Лолиту Царию выступление гос-на Яшина удивило.
- Когда говорят о том, что надо объединяться и не поливать друг друга грязью, то мне очень странно, зачем тогда создавать причины, порождающие эти дрязги? Мне не понятно, почему на каком-то этапе вдруг появляется другая заявка. Совершенно очевидно, что это увод части оппозиции на другую площадку. Видимо, среди оппозиции есть те, кто готов сотрудничать и непросто так сотрудничать. И сейчас видимо выполняют задание власти – увести часть оппозиции.
Подачу второй заявки на Триумфальную площадь, условно говоря, правозащитниками, так как Людмила Алексеева заявила, что в этот раз не будет заявителем, на сегодняшних дебатах называли ошибкой. По мнению Константина Юрьевича, с их стороны это будет нецелесообразно – на тоже время, на то же место. Все же категоричней всех оказалась гос-жа Цария:
Зачем другую спойлерскую акцию проводить. У “Стратегии-31” устоявшийся формат, его пытаются изменить, уведя часть оппозиции. Пусть Алексеева тоже придумает такую акцию, зачем она в тот же день?