Поводом для массового беспокойства стала опубликованная в СМИ информация о том, что губернатор Новгородской области Сергей Митин встречался с основным соинвестором проекта — руководителем компании “Континентальинвест” Николаем Макаровым. На встрече как раз и шел разговор о деталях проекта. Журналистам новгородский губернатор сообщил: “Строительство ЦБК стоит около 500 млн евро”, и “руководство региона думает, “как помочь получить деньги на обоснование инвестиций. Видимо, будем давать госгарантии, что в банках считается надежным. Обладминистрация, таким образом, берет на себя ответственность и за инвестора, и за проект”.
Что стоит за этими словами об “ответственности за инвестора и за проект”, написали уже ряд изданий — местных и федеральных.
На жертвенный алтарь будущего ЦБК, скорее всего, будет положено самое успешное предприятие Новгорода — машиностроительный завод “Сплав”. И это не беспочвенное предположение. События, происходящие в последние годы вокруг предприятия, к сожалению, дают основания так думать. По сообщениям СМИ “за последними попытками сменить хозяев холдинга “Сплав” стояла компания “Континентальинвест”. Тогда не вышло — на защиту предприятия встали рабочие.
Впоследствии против генерального директора Владимира Федорова было возбуждено уголовное дело по надуманному иску. Уже более двух лет он сидит в СИЗО, хотя буквально за несколько дней до ареста Владимир Путин успел вручить заслуженному машиностроителю России в Кремле орден “Знак Почета”. Но подобные методы не знают почтения к регалиям. Уголовное дело, как водится в таких случаях, расследуется медленно, чтобы подсудимый не имел возможности помешать схеме, в которой задействованы влиятельные фигуры.
Это произошло с Федоровым после того, как в феврале 2008 года (опять же еще до ареста) его вызвали в Санкт-Петербург в кабинет полномочного представителя Президента по Северо-Западному округу Ильи Клебанова (по утверждению Федорова), где ему объяснили, что прозрачность — это важный, но не всегда самый необходимый критерий сделки, и предложили играть по своим правилам. Не согласившийся на предложенные условия Федоров оказался в СИЗО.
Областной власти и будущим инвесторам строительства “Сплав” нужен как предмет залога для получения кредита. При таком покровительстве экологам будет непросто защитить право людей на жизнь в чистой среде.
Жители районного центра Пестова, близ которого планируется возвести ЦБК, собрали уже 6000 подписей против строительства. Комментирует руководитель инициативной группы Алексей Федотов:
— В районе будущей стройки расположены Дарвинский заповедник, заповедник “Ванская лука”, санатории, детские оздоровительные лагеря. По федеральным законам в водоохранных зонах размещать вредные производства недопустимо. Закон дает нам право проводить референдумы по вопросам, задевающим интересы здоровья и жизни людей. Но депутаты местной Думы отказались регистрировать инициативную группу. Могу только догадываться — почему люди, которых избирал народ, выступили против. Суд тоже нас не поддержал. Построить подобный завод на Волге — все равно что скинуть химическую бомбу в центре России. При наших-то подходах к природоохранным мероприятиям. Поезжайте на Сегеж в Карелию. Задохнетесь от “ароматов” местного ЦБК и тонн пыли, которые опускаются на землю. Мы хотим, чтобы Волга разделила эту судьбу?
Депутат Законодательного собрания Вологодской области, эколог Николай Архипов:
— Сегодня пока нет ни одной технологии для ЦБК, которая бы не сказалась негативно на воздухе и водоемах. Все эти негативные воздействия захватят прежде всего Устюженский район, а затем побережья элитных поселков, например Колокольца и так далее. Стоки, которые сбрасываются с таких предприятий, не могут быть полностью очищены.
Окончательного решения о строительстве опасного производства пока еще не принято. Но в напряжении находятся и рабочие завода “Сплав”, и жители Новгородской, Тверской, Ярославской и Вологодской областей.
— Печальный опыт Байкала должен нас многому научить, — комментирует известный эколог Алексей Яблоков. — Все, что мы сейчас делаем и планируем делать, — это за счет природы, за счет будущих поколений, за счет гибели объектов всемирного наследия. Так можно и пепелище после себя оставить. Миллиарды будут освоены. А пепелища останутся.