Налаживанием связи у военных Верховный главнокомандующий занялся после августа 2008 года. Допотопность отечественных средств связи, вспоминал он вчера, проявилась в ходе кавказской кампании по полной. Еще бы: аппаратура, применявшаяся еще в Афганистане, барахлила и отказывала — особенно в условиях горной местности. К тому же в тактическом звене связь была почти не защищена от радиоперехвата. Противник же пользовался системами американской фирмы Harris с защитой голосовой связи и возможностью передавать координаты целей.
“Средства связи устарели и требуют замены”, — вынес вердикт главнокомандующий. А ведь высокоскоростная связь — ключевой фактор укрепления обороноспособности, настаивал он. Замена устаревшей техники потребует усилий. Ведь ее доля в армии составляет около 85%. Но игра стоит свеч. “Это дополнительный стимул для подъема наукоемких областей”, — считает президент. Он, правда, признал, что без закупок средств связи за рубежом не обойтись (наши военные, по данным Медведева, отовариваются у 40 забугорных фирм). Однако “надо и свои возможности использовать на полную катушку”.
Заменить “аналог” на “цифру” за два года ДАМ велел еще в мае, когда совещался с руководством Минобороны в штабе Московского военного округа. Тогда ему продемонстрировали, как военное командование умеет общаться при помощи видеоконференций. Однако, наверное, убедили не до конца. Вчера Медведев конкретизировал — современными средствами связи через два года надо пользоваться не только в командных штабах, но и в полевых условиях.
Военные считают задачу выполнимой. По словам начальника Генерального штаба Вооруженных сил Николая Макарова, “оснащение современными средствами связи всех структур и войск пойдет интенсивно с ноября текущего года”. “А завершим мы эту работу к концу следующего года”, — обещает генерал.
По итогам заседания секретарь Совбеза Николай Патрушев сообщил: основы госполитики в обсужденной области одобрены. Для координации будет создана комиссия. “Дело в том, что Минобороны, ФСБ, ФСО и другие структуры создают свои системы связи, но они не всегда увязаны”, — объяснил он. “Каждое ведомство окучивает свою делянку, строит свою связь, — образно продолжил основной докладчик, вице-премьер Сергей Иванов. — А как им потом общаться между собой? Вот комиссия и нужна, чтобы не проводились параллельные разработки”.
Кроме этого, сообщил Иванов, президент поручил наладить “устойчивую и конфиденциальную мобильную связь”. Конфиденциальная уже есть — у силовых структур, добавил Патрушев, но аппаратура неудобная, громоздкая, а связь не везде устойчива. Теперь силовикам нужна не только секретность, но и комфорт.